Урок литературы 7 класс
Официальный сайт МБОУ "СОШ № 1 г. Сусумана".

Урок литературы 7 класс

 

 

Урок по литературе в 7 классе

"Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Лебеденко И.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Сусумана»

Технологическая карта урока

 

Тема урока

Русское чиновничество в сатирическом изображении

Н.В. Гоголя.

Цель урока

Сформировать понятие об идейном замысле комедии, понимание того, что Н.В. Гоголь обличает и высмеивает пороки чиновников, используя сатиру.

Задачи урока

Обучающая: отрабатывать у обучающихся умение работать с художественным текстом, анализировать и систематизировать материал; анализировать драматическое произведение в единстве содержания и формы, характеризовать образы героев, характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения

Развивающая: развивать аналитические умения и навыки, творческие способности обучающихся;

Воспитательная: формировать положительные нравственные ориентиры, воспитывать уважительное отношение к творческому наследию писателя.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые результаты

Личностные: обучающиеся смогут оценить писательский талант Н.В. Гоголя на примере комедии «Ревизор», смогут уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения данного произведения и использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях;

Метапредметные: обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи, а также навыки анализа и систематизации материала;

Предметные: обучающиеся смогут объяснить термины «порок» и «сатира».

Форма работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, 6 ноутбуков.

 

 

1. Слово учителя.

- «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».

- Сегодня мы продолжаем работу над произведением Н.В. Гоголя «Ревизор».

Готовятся к уроку, настраиваются на работу.

 

Слушают

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности (какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

 

2. Постановка учебной задачи, цели.

 

- В каком жанре Гоголь создает его?

- Вы правы, так как сам Гоголь писал : « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё   дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех… читатель услышал грусть…»

- Как вы думаете, над кем смеется Гоголь?

- Кто такие чиновники?

- А как он это делает? Добродушно или указывая на пороки?

- Как в литературе называется такой прием?

- Как бы вы сформулировали тему урока?

 - Как вы думаете, а о чем же грустит Гоголь?

На этот вопрос я предлагаю вам ответить в конце урока

-Исходя из высказывания Гоголя и нашей сегодняшней темы, попробуем сформулировать цель урока.

 

Формулировка цели урока.

 

Личностные: смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);

Познавательные: формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование формулирование проблемы;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно), определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

 

Составление плана, стратегии по разрешению затруднений для достижения целей.

 

 

3. Организация беседы.

-Где происходят события комедии?

- Что такое уездный город?

- Почему у него нет названия?

- Какие учреждения есть в этом городе?

-Как мы можем судить о положении дел в городе и в частности о данных учреждениях?

 

4. Организация работы в группах.

 

-Для того, чтобы лучше понять, что они собой представляют, я предлагаю организовать работу в группах.

Ответы на вопросы учителя.

-В уездном городе N.

-Уезд - административно-территориальная часть губернии.

-суд, полиция, больница, почта, приют, училища.

 

Слово учителя

- В каждом учреждении есть чиновники.

Чиновники – «виновники» всех событий, происходящих в городе. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь человека.

 

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

5. Определение героя и создание групп, создание ветви концепт-карты исходя из заполненной дома таблицы об одном чиновнике.

 

- Ребята, вам было дано домашнее задание по группам. Каждой группе был дан чиновник, образ которого нужно было проанализировать и охарактеризовать. Итог вашей работы я предлагаю оформить в виде концепт-карты урока с помощью программы.

-У нас будет также работать IТ-группа, которая будет сводить воедино все ваши наработки и формировать концепт-карту.

-Задача групп создать ветвь концепт-карты, раскрывающую личность чиновника.

-Какие основные направления мы возьмем?

- Должность, говорящая фамилия, яркая цитата, характеризующая отношение к службе.

 

6 .Этап самостоятельной работы над проектом.

 

Организация работы в группах и отчёт о проделанной работе.

Соединение всего, что заполнили в концепт-карте и предоставление отчётов.

.

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

Познавательные: моделирование, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

7. Этап реализации построенного проекта.

 

- Какие отрицательные черты характерны для каждого чиновника? (Кратко охарактеризовать)

- Каким словом- синонимом можно заменить сочетание «отрицательные черты»?

- Каких чиновников ещё можно было бы включить в нашу концепт-карту?

- Какие пороки мы видим у них?

 

Подведем итог: какие порядки царят в городе?

 

- В произведении есть ещё один чиновник, о котором нельзя не упомянуть.

- Разговор о нем вы продолжите на следующем уроке, но в нашей карте мы оставим место для него.

IT-группа составляет общую концепт-карту, учащиеся называют черты по очереди;

 

-Хлестаков.

 

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

Познавательные: умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные: принятие решения и его реализация, умение строить монологические высказывания;

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Обращая внимание на концепт-карту.

.

8. Подведение итогов по теме урока.

 

-Возвращаемся к нашему вопросу: о чём грустит Н.В. Гоголь?

 

Ответ на вопрос.

Причину Гоголь увидел в том, что современники не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Уменьшается число людей, обладающих умом, достоинством, высокими чувствами, и страна теряет духовные силы, становится слабой. Всё общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть. Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился её предотвратить. Он надеялся смехом потрясти за основания человеческое сердце. Н.В. считал, что русским людям надо показать, в какой мерзости они живут, как обнищали их души.

 

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

 

Написанная в 19 веке комедия «Ревизор», остается актуальной и злободневной и в веке 21.

 С огромным успехом проходят спектакли в театрах всей страны, как вы думаете, почему?

Письменно формулируют ответ на вопрос:

В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом.

 Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть.

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: построение монологического высказывания, умение слушать;

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

 

10. Домашнее задание.

 

Письменно ответить на вопрос: «Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показаться ревизором?»

 

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации и к преодолению препятствий.

 

Дата последнего обновления страницы 09.12.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения