Газета "Переменка"
Официальный сайт МБОУ "СОШ № 1 г. Сусумана".

Газета "Переменка"

 

 

 

 

 

          "Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу", или  Урок литературы в 10 классе

         Знаете ли вы, что известная цитата «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста...» принадлежит перу русского классика  Александру Сергеевичу Пушкину?  Нет? А ученики 10-ого класса теперь знают, потому что на уроке литературы мы познакомились с исторической драмой "Борис Годунов", откуда и пошла в народ эта цитата.

           На уроке литературы Гумерова Елена Владимировна  рассказала          об истории создания "Комедии о настоящей беде Московскому государству, о царе Бориcе и Гришке Отрепьеве" (как писал "раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7333, на городище Ворониче").

         Мы почувствовали себя настоящими актерами, когда читали текст вслух, ведь пьеса писалась для театра по законам объективного изображения жизни, а  поставлена она была на театральной сцене Александринского театра  в 1870 году. Приблизить наше чтение к идеальному помог просмотр фрагметов фильма "Борис Годунов" с С. Бондарчуком в главной роли, благодаря чему класс "окунулся" в эпоху Смутного времени.

         Пушкин задумал "Бориса Годунова" как историко-политическую трагедию. Царю Борису присущи и положительные, и отрицательные черты, его главная цель - ограничить права своих подданнных и не потерять власти своего рода. Но он становится жертвой Рока, исполнителем воли которого выступает народ. Управление страной с царем хочет разделить боярство, Шуйский и Воротынский намерены "народ искусно волновать". Именно народ является моральным судом для всех противоборствующих социальных групп, но "народ безмолвствует"... А.С. Пушкин расценивает финал — смерть Бориса и его детей — как справедливое возмездие за совершенный грех. Образ Бориса Годунова помогает автору полнее и подробнее раскрыть главные идеалы трагедии — чистой совести, ответственности за совершенные поступки — и вывести мораль всей трагедии: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!» Согласитесь, и в наше время она не потеряла своей актуальности.

         Об этом мы и говорили на уроке: выявили своебразие пушкинских взглядов на историю (обеднение боярских родов он соотносил с современной ему аристократической оппозицией, пророча выступления дворян против неограниченной монархической власти), определили черты нового художественного метода поэта - реализма.

         На звонок с урока мы отреагировали вяло - куда интереснее было досмотреть объяснение у фонтана Лжедмитрия и Марины Мнишек. История - это хорошо, но ничто человеческое десятиклассникам не чуждо.

                          

Савченко Раиса

 

Вести с урока.

Ох, одиннадцатый класс. Теперь я и мои одноклассники находимся на заключительной ступени обучения в школе . Сколько этих уроков у нас уже было? Наверное, не счесть. Но ,несмотря на это, наш интерес к учебе не угасает. И прошедший  24 сентября урок литературы , темой которого была повесть  А. Куприна “Гранатовый браслет”, еще больше подогрел тягу к знаниям.

И правильно, а кого не интересует тема любви, тема чувств и сердечных терзаний? Думаю, всем она близка и все ею интересуются. И  наш 11 класс  не  исключение . Эту тему мы готовы обсуждать бесконечно.

‘’Любовь до самоотречения и даже до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины’’ – такая тема раскрыта в волнующем, мастерски выписанном ‘’Гранатовом браслете’’. И эта тема показалась нам очень трогательной , очень важной, даже поучительной, ведь в современной жизни встретить самоотверженную любовь почти невозможно. Стоит задуматься, но сейчас не об этом.

Во время урока разгорелась бурная полемика: Надкриничный Максим обратил внимание на то, что ‘’браслет похож на самого героя повести – Желткова. Герой, как и браслет, выглядит неказистым, низкопробным, но таит в себе невероятную способность любить”.  “По тому, как Желтков пишет о браслете, можно сказать, что для него этот браслет – самая ценная и дорогая вещь. Это символ любви Желткова – настоящей, искренней, живой,"-добавила Наумова Евгения.

Не менее интересной для нас оказалась параллельная тема “маленького человека”. “Маленький человек имеет сердце и способен на большую любовь. Герой - мелкий чиновник, но человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему. А такой дар – это редкость,” – сделала акцент Сорока Анна.

В заключение можно сказать, что урок получился действительно насыщенным, интересным. Вне всякого сомнения, великая любовь может поразить самого обыкновенного человека ,но кто бы ты ни был, мелкий чиновник или знатный барин, в любви необходимо романтическое поклонение и рыцарское служение женщине- пришли к выводу все 11-классники.

Храмцов Кирилл

Надриничный Максим

 

 

Зачем читать художественную литературу?

Художественная литература  открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится... в этом есть настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.

Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство — это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.

Библиотеки — это свобода. Свобода читать, свобода общаться.

Библиотеки — это ворота в будущее. Книги — это  способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.

Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок.

 

 

 

 

С каждым днем все ощутимее становится атмосфера приближающегося Нового года, а это значит – пора подводить итоги года уходящего, Года литературы. Чем же интересен был он для учащихся нашей школы? Оказывается, литература для большинства школьников – это чтение книг, периодических изданий, посещение библиотек и  - как ни странно – учителя русского языка и литературы. Литературные пристрастия тоже разнообразны: от чтения произведений зарубежных писателей-фантастов до шедевров русской литературы. Радует, что предпочтение отдается русским классикам – А.С. Пушкину, Ф.М. Достоевскому, А.И. Куприну, Л.Н. Толстому. Ребята отмечают, что чтение позволяет пополнить словарный запас, расширить кругозор, найти ответы  на многие  жизненные вопросы. В течение этого года в стенах школы проведено много тематических мероприятий: конкурсы чтецов, интеллектуальные игры, ребята представляли свои творческие работы как на районном, так и на областном и всероссийском уровнях. Но больше всего  запомнилось, конечно же, участие в районном слете органов ученического самоуправления с постановкой «Над чем смеетесь, господа?» и мероприятие ко дню рождения школы «Литературные герои на школьной сцене», которое подвело итог Году литературы.

 

 

Дата последнего обновления страницы 09.12.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения