Для родителей
Официальный сайт МБОУ "СОШ № 1 г. Сусумана".

Для родителей

 

 

Адресаты любовной лирики Лермонтова

 

 

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. У Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. В его одинокой  жизни страсть к женской любви была чуть ли не главным спасением и утешением. Рано лишившись матери, он постоянно жаждал дружеской женской опеки, доверяя своим подругам часто самые сокровенные тайны.

Если верить его записям, то впервые он полюбил в десять лет, на Кавказских водах. Лермонтов вспоминал: «К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я не помню, хороша собою она была или нет, но ее образ и теперь еще хранится в голове моей. С тех пор я еще не любил так».

С того времени у поэта появилась привычка собирать и хранить мелкие девичьи интимные безделушки. И в кармане погибшего на дуэли Лермонтова хранился мелкий девичий сувенир от последней возлюбленной Катеньки Быховец: бандо, которое было всё в крови Лермонтова.

В Москве его сердце занимали женщины, но он откровенно боялся взаимной любви. Его семнадцатилетние подружки, естественно, смотрели на него как на пажа и… находили более солидных мужчин для замужества. Когда он стал молодым мужчиной, сильной талантливой личностью, умело очаровывающим женщин, он мог и всерьез влюбиться, мог даже помечтать о будущей совместной жизни. Но  властная и любящая бабушка Елизавета Алексеевна жестко сказала внуку, что при своей жизни благословение (а значит, и право на наследство) на свадьбу она ему не даст. Но никакую искренне любящую его молодую дворянку никакая семья нищему дворянину без наследства замуж не отдала бы. Да и он сам, привыкнув к безбедной жизни, вряд ли рискнул бы жениться без гроша в кармане, без благословения бабушки, обрекая себя и семью на скудное существование. О женихе Лермонтове никто и не мечтал.

К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Екатериной Сушковой, черноокой красавицей, которая вспоминала поэта как  «…неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати с красными, но умными, выразительными глазами». Он был для нее просто, «чиновником по особым поручениям», которому давались на сохранение шляпа, зонтик, перчатки… Строгая и не очень внимательная дама: когда однажды подруга воскликнула: как, дескать, влюблен в тебя Лермонтов! – она искренне удивилась, ибо знать не знала никакого Лермонтова. Тут же призван был Мишель  и официально представлен – унижение, после, которого он долго не мог прийти в себя и он разочаровывается в своей избраннице… Но свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне.

Так я молил твоей любви,

Слезами горькими, с тоскою.

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

В 1834 г. они вновь встретились в Петербурге. К этому времени Лермонтов стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, а Сушкова  собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова. Родные Алексея были против этого брака. Лермонтов решается  на спасение «чрезвычайно молодого» Алексея от «слишком ранней женитьбы». Изобразив влюбленность в Екатерину Александровну, Лермонтов повел с нею расчетливую игру. И Сушкова действительно в него влюбилась, пренебрегла браком по расчету, призналась в любви к Михаилу Лермонтову и согласилась выйти за него замуж. Вот этого он, очевидно, совсем не ожидал.  «Теперь я не пишу романов — я их делаю.  Я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство mlle S. заставило меня пролить 5 лет назад.»

 Среди юношеской лирики Лермонтова уже давно обращал на себя внимание ряд стихотворений 1830-1832 годов, объединенных темой любви и измены. Четыре стихотворения этого цикла озаглавлены инициалами Н.Ф.И. Наталья Федоровна Иванова, дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова.

В начале знакомства, Лермонтов писал:

 

Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями.

Но вскоре Лермонтов встретил непонимание и холодность. Разрыв стал неизбежен.

Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести,
Час неизбежный расставанья
Настал, и я сказал: “Прости!”

 

 

К ранней  весне 1832 года относится большое прощальное послание, в котором подведен итог этому мучительному и напряженному чувству. С горестным упреком обратился на прощание поэт к еще недавно любимой им девушке:

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Наталья Иванова выходит замуж, но поэт и после замужества первое время продолжает посещать свою любовь. Увы, это приводит лишь к тому, что в порыве ревности муж уничтожает шкатулку со всеми письмами и автографами стихов Лермонтова, посвященных  Ивановой. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее “мраморный кумир”, “бесчувственное божество”. У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название “Ивановский цикл”.

Весной же Лермонтов знакомится с Варенькой Лопухиной, любовь к которой   поэт пронес через всю свою жизнь.  “Она была прекрасна, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровью была небольшая родинка. Характер ее, мягкий и любящий, покорный и открытый для добра, увлекал его. Себя он находил в сравнении с ней гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом, преувеличивая по-юношески свои недостатки.”  Варенька и Михаил были погодки. Но когда мужчина еще только взрослеет, женщина в этом же возрасте уже давно невеста. Она окружена поклонниками, и на нее обращают внимание, Лермонтов ревнует, обвиняет в неверности, мучает, то «знай, мы чужие с этих пор», то «ты неспособна лицемерить, ты слишком ангел для того» и «Но верь, о верь моей любви!». А летом Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения. Недолгое время в Москве, когда Лермонтов учился в Московском университете, они встречались часто. Однако семья Лопухиных выступала против подобного брака. Главным противником выступал отец, Александр Николаевич Лопухин. В 1835 году Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Ему тогда было уже 37 лет, а Варваре только 20. По свидетельству троюродного брата Лермонтова Акима Шан-Гирея, тот при известии о свадьбе Лопухиной «изменился в лице и побледнел».   Лермонтов, мучимый ревностью, неоднократно выводил Бахметева в своих произведениях в образе смешного и недалёкого старика, намекая на неверность молодой жены. Однако все его язвительные выпады в сторону Николая Бахметева приходилось переносить его жене. Бахметев также оказался ревнивым, и запретил жене даже говорить о Лермонтове, и приложил все усилия для уничтожения её переписки с поэтом. Вскоре после замужества Варвара тяжело заболела. В 1851 году в возрасте 36 лет Варвара Бахметева скончалась.

У четы Бахметевых был ребёнок, дочь Ольга. В одних гостях Лермонтов встретил маленькую дочку Вареньки, долго игрался с ней, ласкал, а потом горько плакал и вышел в другую комнату. Потом было стихотворение «Ребенку»:

Прекрасное дитя, я на тебя смотрю...

О если б знало ты, как я тебя люблю!..

Не правда ль, говорят,

Ты на нее похож? - Увы! Года летят;

Страдания ее до срока изменили,

Но верные мечты тот образ сохранили

В груди моей; тот взор, исполненный огня,

Всегда со мной...

 

Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихотворениях, так и в поздних произведениях.

   Зимой 1839 года Михаил Юрьевич был сильно заинтересован княгиней Марией Щербатовой. В 19 лет вдова была хороша так, что ни в сказке  сказать, ни пером описать. » К тому же она очень высоко ценила поэзию своего возлюбленного: «Мне ваш Демон нравится; я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака». Именно Мария Щербатова стала допытываться у Лермонтова, молится ли он когда-нибудь. И когда поэт ответил, что давно позабыл все молитвы, она с ужасом молвила: «Неужели вы забыли все молитвы, не может быть!» И прочитала сразу же ему Богородицу. В тот же вечер Михаил Лермонтов написал и посвятил ей свою «Молитву». Светская молва связывала имя Щербатовой с дуэлью поэта с Барантом. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном.  Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец — дальняя его родственница. Познакомились они в Москве, но сблизились уже на Кавказе в 1841-м, незадолго до гибели поэта. Поэта притягивало к Екатерине еще и ее большое сходство с Варенькой Лопухиной. Позже Быховец писала: «Он был страстно влюблен в Вареньку Бахметеву… я думаю он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был». Встречались они и в день дуэли, о которой Екатерина и не догадывалась. Поэт взял у нее на память и на счастье ее бандо, которое потом нашли в крови в кармане Лермонтова. Там же, в Пятигорске в 1841 году поэт написал стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю», обращенное вроде бы к Катеньке Быховец, но через нее — к Вареньке Лопухиной-Бахметевой. Последнее стихотворение поэта о любви:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

 

27 июля 1841 года на склоне Машука, недалеко от Пятигорска, сбылось предсказание акушерки: «Умрет не своей смертью!»…

Любовь Лермонтова трагична, исполнена страдания и боли. Но, несмотря на это, поэт любит всем сердцем и готов любить снова и снова. В его жизни было много женщин, которых он любил и которым посвящал стихи. В них он и воспевает, и укоряет, и показывает  истинное лицо возлюбленных. Некоторым из них он посвящает циклы своих стихотворений, но были и те, кому Лермонтов посвящал отдельные стихотворения, это: Евдокия Петровна Ростопчина, Анна Григорьевна Философова, Прасковья Арсеньевна Бартенева, Эмилия Мусина-Пушкина, Александра Осиповна Смирнова, Елизавета  Павловна Горчакова, Софья Александровна Бахметева.

Его не любили очень многие и обожали единицы, одни видели его глаза красными ( что было правдою), другие прекрасными ( что тоже было правдою), он был несносным, угрюмым – он был душою общества… Была Анна Столыпина,  была Катенька Сушкова, была Щербатова. Однако счастья разделенной женской любви он так и не успел узнать…

Любовная лирика Лермонтова особенно красноречиво свидетельствует о том, что самое жаркое из всех человеческих чувств было для него не просто чувством тяготением к женщине – оно было для него верой, и утрата взаимности означала крушение веры. Даже в частотном словаре Лермонтова указано, что в его стихах слово любовь употреблялось 605 раз. Всю свою жизнь Лермонтов искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания! Но он все равно любил и надеялся!

 

 

 

  

Мистический гений Лермонтова

Имя Михаила Юрьевича Лермонтова  известно каждому с детства, со школьной парты, с первых учебников.  Кто-то сразу вспомнит рифмованные строчки, кто-то – его дуэль с Николаем Мартыновым.  Но что нам еще известно о Лермонтове? На самом деле его жизнь была полна загадок и тайн, которые не разгаданы до сих пор. Правда ли, что его не слишком жаловал Николай I? Верно ли, что поэт был агентом тайной канцелярии и выполнял на Кавказе особые поручения? Если да, то какие? Кто был любимой женщиной Мишеля? Верно ли что его дуэль – это казнь, спланированная им же самим? В этом смысле Лермонтов остается для нас неизвестным, личность поэта до сих пор таит множество нераскрытых фактов. Уже 200 лет Михаил Юрьевич остается одним из самых загадочных и малоизученных русских классиков. Я же хочу приоткрыть завесу тайны и поделиться интересной информацией, связанной с поэтом-мистиком.

Еще Анна Ахматова заметила,  что даты, касающиеся великого русского поэта, часто отзываются в России горькими событиями. В 2014 году исполнилось двести лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Даты, связанные с именем великого поэта, в России часто отзываются весьма горькими событиями… Поэт родился в 1814 году, а ровно через сто лет после его рождения началась Первая мировая война — одна из самых страшных катастроф прошлого века. В конечном счете в России она привела к революции. Погиб Михаил Юрьевич в 1841 году, поэтому столетнюю годовщину его смерти знаменует начало Великой Отечественной войны, страшной и кровопролитной. Примечательно, что именно в октябре 1941 года — почти день в день с датой рождения Лермонтова — под Москвой грянули страшные морозы. Это и стало поворотным моментом в истории всей Второй мировой. А через 150 лет со дня гибели поэта, в 1991 году,  государству под названием СССР суждено было рухнуть. Но откуда у Лермонтова способность влиять не только на души и судьбы людей, но и на ход истории такой большой страны, как Россия? Истоки этого поистине мистического проклятия стоит искать в его родословной.

Род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках, - он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта, прозванного рифмачом или Томасом Стихотворцем. Его творчество и жизнь окутаны завесой тайны, ибо в личности этого значительного человека своего времени соединились поэтический талант и дар предвидения. Его поэтические пророчества составляют особый лирический жанр средневековой шотландской поэзии. Он представлял собой нечто вроде тогдашнего Нострадамуса и предсказал трагическую и неожиданную смерть короля Александра III. Томас предрек союз Шотландии и Англии.  Пророчества его ценились и были изданы в Эдинбурге. Имя пророка - одно из первых в ряду поэтов, прославивших национальный шотландский эпос. До сих пор сохранились развалины древней башни, известной как Башня Томаса. Существует древняя мистическая шотландская легенда, повествующая о том, что в юном возрасте Томас был похищен Королевой Волшебной Страны в Эльфляндию, где он приобрел все свои знания, которые сделали его столь знаменитым. Спустя семь лет он был отпущен на землю, чтобы просветить и изумить шотландцев силой пророчеств, при условии, что вернется к своей повелительнице, как только она этого пожелает. Прошло много лет. И вот однажды, когда бард пировал с друзьями в замке Эрсильдаун, человек, испуганный и удивленный, вбежал в зал, заявляя, что из ближнего леса вышли олень и олениха и спокойно и медленно шествуют по улицам селения. Прорицатель поднялся, покинул свое жилище и последовал за удивительными зверями. Его больше никто и никогда не видел. Народное предание гласит, что он до сих пор "несет свою судьбу" и может опять вернуться на землю. Это случилось в 1297 году. Но в его пророчествах указывалось и то, что спустя много лет он вернется на землю молодым  и опять будет писать стихи.

И я приду сюда, и не узнаю вас,

О, струны звонкие…

Не его ли душа спустя пятьсот с лишним лет обрела новое пристанище в теле дальнего русского потомка Михаила Лермонтова? Не ему ли был дан такой же великий дар поэтического пророчества, не его ли окружали всё те же тени из таинственных миров. Благодаря  этому  великому  предку  и,  возможно, поэту Джону Лермонту, жившему и творившему в 17-18 столетиях, в роду русских Лермонтовых родился не менее великий человек, одаренный способностями к искусствам, - поэт-прорицатель, музыкант, художник.

Михаил Юрьевич унаследовал от предка не только поэтический гений, но и дар прорицателя. Еще в юности он собственноручно сделал книгу предсказаний. Все, что нагадал по ней на одном из балов, сбылось в мельчайших подробностях. Перед каждым серьезным боем поэт всегда объявлял, кто может в нем погибнуть. Его суеверно побаивались. Сам он, человек невероятно бесстрашный, иногда до жестокости, знал, что встретит смерть от пули, и в рукопашном бою не имел равных.

В конце концов, Лермонтов предсказал и судьбу страны. Вспомните его страшное: «Настанет год, / России черный год, / Когда царей корона упадет». И если Томас Лермонт предрек смерть шотландского короля Александра Третьего, то Михаил Юрьевич, сам того не ведая, — кончину российского императора Александра Третьего, который стал жертвой проклятия, скончавшись в октябре 1894 года, практически в восьмидесятую годовщину со дня рождения поэта.

Лермонтов предсказал даже собственную смерть:

«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя».

 За несколько месяцев до роковой дуэли Лермонтов видел себя неподвижно лежащим на песке среди скал в горах Кавказа, с глубокою раной от пули в груди, и видящим в сонном видении близкую его сердцу, но отделенную тысячами верст женщину, видящую в сомнамбулическом состоянии его труп в той долине. — Тут из одного сна выходит, по крайней мере, три: 1) сон здорового Лермонтова, который видел себя самого смертельно раненным, — дело сравнительно обыкновенное, хотя это был сон вещий, потому что через несколько месяцев после того, как это стихотворение было записано в тетради Лермонтова, поэт был действительно глубоко ранен пулею в грудь, действительно лежал на песке с открытою раной, и действительно уступы скал теснилися кругом. 2) Но, видя умирающего Лермонтова, здоровый Лермонтов видел вместе с тем и то, что снится умирающему Лермонтову:

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне...

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Это уже достойно удивления. Я думаю, немногим из вас случалось, видя кого-нибудь во сне, видеть вместе с тем и тот сон, который видится этому вашему сонному видению. Но таким сном (2) дело не оканчивается, а является сон (3):

Но, в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчива одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена.

И снилась ей долина Дагестана,

Знакомый труп лежал в долине той,

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Лермонтов видел, значит, не только сон своего сна, но и тот сон, который снился сну его сна — сновидение в кубе.

Во всяком случае остается факт, что Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее. И это описанное видение не имеет ничего подобного во всемирной поэзии, оно могло быть созданием только потомка вещего чародея и прорицателя, исчезнувшего в царстве фей. Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений переданный ему гений.

Есть же древняя генетическая связь времен. Будто чьи-то древние струны звучали в еще не окрепшей душе поэта. О каком поэте написано: «Улыбается он своим гостям, а глаза печальные. Говорят, никогда не сходит улыбка у него с губ, а глаза всегда печальны и смотрят вдаль, сквозь людей»? О шотландском поэте XIII века Томасе Лермонте. Его великом далеком предке, о котором он и не знал, но догадывался. Как-то многие лермонтоведы обходят стороной или чуть-чуть задевают отцовское происхождение, да и вообще роль отца в жизни Лермонтова. Бабка поэта гордилась своим знатным и древним родом, но она вряд ли догадывалась о еще более древнем и знатном роде нелюбимого ею отца поэта, из клана шотландских Лермонтов. Лишь гений мятежного юноши чувствовал нечто большее, чем родовую наследственную связь. Он обнаружил своих знаменитых предков по отцовской линии. Обнаружил прежде всего внутри себя, в своей поэтической душе. Он гордо носил фамилию Лермонтов, догадываясь о ее знатности.

В настоящее время активно действует ассоциация семей, связанных родством с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Успехи ее генеалогических разысканий впечатляют. Прослежена генеалогия рода Лермонтов вплоть до XIV в. – до легендарного Томаса Рифмотворца. Русские родственники поэта, Лермонтовы, разыскали современных Лермонтов, дальних потомков шотландцев, в Австралии и Америке.

В этом году — двухсотлетие со дня рождения поэта Астролог Павел Глоба ещё в начале года предсказывал: «Опасаюсь, что в юбилейном году нас могут втянуть в войну, чужую и тяжёлую». Его прогнозы частично уже сбылись..       Но ни в коем случае не стоит бояться. Всегда есть надежда, что ничего страшного не произойдет. Проклятие Лермонтова — это всего лишь наиболее вероятный вариант развития событий, а вовсе не приговор неумолимого рока.

К сожалению, правители прошлого были совершенно невнимательны к циклам истории своего Отечества. Александр Второй, Александр Третий, Николай Второй, а также Столыпин, Хрущев и Михаил Горбачев стали жертвами лермонтовских циклов.    Объяснить, каким образом роковая судьба Лермонтова переплелась с переломными событиями в истории России, невозможно. Об этом можно только помнить и относиться к этому, как к народной примете.

Но у нас есть шанс — это возможность вынести из прошлого необходимые уроки. Просто надо не бездействовать, а учиться на своих ошибках.  Так что живите счастливо, ищите свою судьбу, и может быть, в этом вам поможет и древнейшая наука астрология.

Про великого человека говорят, что тайну свою он уносит с самим собой. Пожалуй, что и так, да вот сам он – познал ли её? На это не хватит никакой жизни… И всё же гений ближе всех был к разгадке своей тайны. Непостижимым образом он касался её в своих прозрениях, постигая в себе земное и небесное.

Вот почему никогда не утратится интерес к жизни такого человека и она навсегда останется притягательной для людей.

Лермонтов – лучшее тому подтверждение.

 

Дата последнего обновления страницы 09.12.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения