|
Лебеденко И.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Сусумана»
Технологическая карта урока
Тема урока |
Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя. |
Цель урока |
Сформировать понятие об идейном замысле комедии, понимание того, что Н.В. Гоголь обличает и высмеивает пороки чиновников, используя сатиру. |
Задачи урока |
Обучающая: отрабатывать у обучающихся умение работать с художественным текстом, анализировать и систематизировать материал; анализировать драматическое произведение в единстве содержания и формы, характеризовать образы героев, характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения Развивающая: развивать аналитические умения и навыки, творческие способности обучающихся; Воспитательная: формировать положительные нравственные ориентиры, воспитывать уважительное отношение к творческому наследию писателя. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые результаты |
Личностные: обучающиеся смогут оценить писательский талант Н.В. Гоголя на примере комедии «Ревизор», смогут уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения данного произведения и использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях; Метапредметные: обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи, а также навыки анализа и систематизации материала; Предметные: обучающиеся смогут объяснить термины «порок» и «сатира». |
Форма работы |
Индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, компьютер, 6 ноутбуков. |
1. Слово учителя.
- «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».
- Сегодня мы продолжаем работу над произведением Н.В. Гоголя «Ревизор».
Готовятся к уроку, настраиваются на работу.
Слушают
Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности (какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
2. Постановка учебной задачи, цели.
- В каком жанре Гоголь создает его?
- Вы правы, так как сам Гоголь писал : « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех… читатель услышал грусть…»
- Как вы думаете, над кем смеется Гоголь?
- Кто такие чиновники?
- А как он это делает? Добродушно или указывая на пороки?
- Как в литературе называется такой прием?
- Как бы вы сформулировали тему урока?
- Как вы думаете, а о чем же грустит Гоголь?
На этот вопрос я предлагаю вам ответить в конце урока
-Исходя из высказывания Гоголя и нашей сегодняшней темы, попробуем сформулировать цель урока.
Формулировка цели урока.
Личностные: смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);
Познавательные: формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование формулирование проблемы;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно), определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднений для достижения целей.
3. Организация беседы.
-Где происходят события комедии?
- Что такое уездный город?
- Почему у него нет названия?
- Какие учреждения есть в этом городе?
-Как мы можем судить о положении дел в городе и в частности о данных учреждениях?
4. Организация работы в группах.
-Для того, чтобы лучше понять, что они собой представляют, я предлагаю организовать работу в группах.
Ответы на вопросы учителя.
-В уездном городе N.
-Уезд - административно-территориальная часть губернии.
-суд, полиция, больница, почта, приют, училища.
Слово учителя
- В каждом учреждении есть чиновники.
Чиновники – «виновники» всех событий, происходящих в городе. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь человека.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
5. Определение героя и создание групп, создание ветви концепт-карты исходя из заполненной дома таблицы об одном чиновнике.
- Ребята, вам было дано домашнее задание по группам. Каждой группе был дан чиновник, образ которого нужно было проанализировать и охарактеризовать. Итог вашей работы я предлагаю оформить в виде концепт-карты урока с помощью программы.
-У нас будет также работать IТ-группа, которая будет сводить воедино все ваши наработки и формировать концепт-карту.
-Задача групп создать ветвь концепт-карты, раскрывающую личность чиновника.
-Какие основные направления мы возьмем?
- Должность, говорящая фамилия, яркая цитата, характеризующая отношение к службе.
6 .Этап самостоятельной работы над проектом.
Организация работы в группах и отчёт о проделанной работе.
Соединение всего, что заполнили в концепт-карте и предоставление отчётов.
.
Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
Познавательные: моделирование, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
7. Этап реализации построенного проекта.
- Какие отрицательные черты характерны для каждого чиновника? (Кратко охарактеризовать)
- Каким словом- синонимом можно заменить сочетание «отрицательные черты»?
- Каких чиновников ещё можно было бы включить в нашу концепт-карту?
- Какие пороки мы видим у них?
Подведем итог: какие порядки царят в городе?
- В произведении есть ещё один чиновник, о котором нельзя не упомянуть.
- Разговор о нем вы продолжите на следующем уроке, но в нашей карте мы оставим место для него.
IT-группа составляет общую концепт-карту, учащиеся называют черты по очереди;
-Хлестаков.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;
Познавательные: умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные: принятие решения и его реализация, умение строить монологические высказывания;
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Обращая внимание на концепт-карту.
.
8. Подведение итогов по теме урока.
-Возвращаемся к нашему вопросу: о чём грустит Н.В. Гоголь?
Ответ на вопрос.
Причину Гоголь увидел в том, что современники не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Уменьшается число людей, обладающих умом, достоинством, высокими чувствами, и страна теряет духовные силы, становится слабой. Всё общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть. Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился её предотвратить. Он надеялся смехом потрясти за основания человеческое сердце. Н.В. считал, что русским людям надо показать, в какой мерзости они живут, как обнищали их души.
9. Этап рефлексии учебной деятельности.
Написанная в 19 веке комедия «Ревизор», остается актуальной и злободневной и в веке 21.
С огромным успехом проходят спектакли в театрах всей страны, как вы думаете, почему?
Письменно формулируют ответ на вопрос:
В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом.
Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть.
Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: построение монологического высказывания, умение слушать;
Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
10. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: «Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показаться ревизором?»
Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации и к преодолению препятствий.