Творческий очет
Официальный сайт МБОУ "СОШ № 1 г. Сусумана".

Творческий очет

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. СУСУМАНА»

 

 

 

 

 

Творческий отчет  по теме:

 

«Патриотическое воспитание   как составляющая педагогического процесса»

 

Фамилия:   Ольховик

Имя:            Инна

Отчество:   Николаевна

Должность: заместитель директора по воспитательной работе

Стаж работы:  13  лет

Общий педагогический стаж:  29  лет

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №1 г. Сусумана»

Квалификационная категория: высшая

 

 

 

 

 

г. Сусуман

 

14 апреля 2015 г.

 

 

Из Послания президента Федеральному Собранию  2012.

(Цитата В.В. Путина).

О патриотизме.

  «В Конституции  РФ общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу

консолидирующую базу нашей политики.

Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а,   прежде всего служить обществу и стране».

Уважаемые коллеги, участники районного семинара!

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.

Сегодняшний семинар, по моему мнению,  соответствует и времени, и условиям, в которых мы живём, тем задачам, которые мы выполняем. События,  происходящие в нашей стране и за рубежом  сказываются на жизни школы, потому что школа и общество неразрывно связаны друг с другом. И. мы, педагоги  понимаем, что  приоритетным  направлением  в школе  является патриотическое воспитание.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Изменения, которые происходят в последние десятилетия в России, сопровождаются изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, приводят  к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей.

Эти изменения снижают  воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникает необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание  школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

  «БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

  В школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

 Сегодня на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления.  Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

Цель и задачи.

          Работая с детьми в данном направлении,  педагоги школы  основной целью ставят формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций. 

 

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

 

 1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и           гражданином своей страны.

2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

 4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре,  святынях России.

5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.

6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности    боевым и трудовым традициям старшего поколения;

7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

Описание творческого отчета.

       Истинный патриотизм предполагает  формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. 

Привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.  Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с памятными местами родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.

 Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературе, истории, русскому языку, математике есть  много  материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей. Ведь они -  один из главных «винтиков» в этом процессе.

                                                                                                                                                           Для работы с детьми в школе используются  различные формы работы: 

  • классные часы;
  • деловые игры;
  • встречи с ветеранами войны и труда;
  • беседы, диспуты, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • соревнования;
  • экскурсии, походы;
  • трудовые дела;
  • сочинения и диспуты
  • уроки мужества, гражданственности.

Работа в школе по патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:

• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.  

• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у школьников  высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций, пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традиции

• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

 

В основу воспитательного процесса школы положены реализация районной целевой программы «Патриотическое воспитание жителей Сусуманского района на 2013 – 2016 г.» и  Программа развития  «МБОУ «СОШ  № 1 г. Сусумана» на 2013 – 2016 г.

В школе разработан план мероприятия, направленный на патриотическое воспитание обучающихся, но это не разовая работа, а отлаженная система. И нашими союзниками  являются:  районный военкомат Сусуманского района, ОМВД России по Сусуманскому району, КПДН, администрации Сусуманского района, клуб «Подвиг», и конечно -  родители.

Семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к  родителям и родственникам. В школе стало традицией приглашать родителей на классные часы, концерты, праздники. Управляющий совет совместно с Советом отцов привлекает родителей для участия в мероприятиях патриотической направленности. И мы очень рады, что папы и мамы наших учащихся  заинтересованы делами школы.

Школа – мастерская, где обучаются и воспитываются дети. Это поиск идеала  добра, красоты, правды.

Поэтому неслучайно в  нашей модели выпускника говорится, что это человек – гражданин, который благодарен школе и всем, кто учит его и учится вместе с ним.

Привитие любви к  первой школе – заслуга всего коллектива.

Любовь к школе мы начинаем прививать пятикласснику с нашего  первого  праздника – День знаний,  где ребятам рассказывают о школе,  проводят первые экскурсии. В середине сентября, традиционно проходит праздник «Посвящение в пятиклассники», на котором уделяется большое внимание привитию чувства гордости, любви к школе. Именно   с таких маленьких моментов школьной жизни  у учащихся формируются патриотические чувства, в начале к школе, к малой родине, к России.

Анализ  показывает,   пройдя длительный путь обучения и воспитания,  выпускник  первой школы   четко формулирует   порядок важности и осознанности патриотизма:  принадлежность к государству, долг, обязанность, конституционные права, активность участия в политике. 

При проведении любого коллективно – творческого дела, то ли выступление агитбригады, капустника, КВН, концерта - равнодушных  нет. Задействованы все: родители, учащиеся, педагоги. Для всех есть работа: кто – то составляет сценарий и презентации, кто – то рисует, кто – то подбирает музыку, кто – то занимается продумыванием  костюмов и т.д.

Личностные, гражданские потери человека невосполнимы, если с детства он не наполнен знаниями по истории своего края, нашей малой Родины.

И у нас в школе проводится большая краеведческая работа по изучению и привитию любви к  нашему городу и району.

С 2003 г. в  школе работает краеведческий  музей,  руководителем которого является Шевлякова С.А.  В декабре 2013 г. музей отметил  юбилей – 10 лет. Под руководством педагога актив учащихся музея собирает поисковый материал о ветеранах ВОВ и тыла, о педагогах школы и материал, связанный с краеведением. Собранные материалы изучаются, систематизируются, оформляются и используются на уроках и классных часах. 

Экскурсоводы проводят экскурсии для учеников школы и для гостей других образовательных учреждений.

Уроки по природоведению и географии Магаданской области (региональный компонент) проводятся  с использованием материалов музея или непосредственно в помещении музея.

Для подготовки сообщений, докладов по географии, истории родного края используется дополнительный материал и наглядные пособия: ископаемые, останки животных, гербарии, образцы горных пород, материалы стендов.

Материал музея является очень важным для использования на уроках и во внеурочной работе, способствует привитию любви к родному краю, желание его изучать, расширяет кругозор учащихся.

Результатом работы школьного краеведческого музея является участие в областных и всероссийских конкурсах:

2009 г.- серебряная медаль во Всероссийском конкурсе «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи под эгидой Международной славянской академии наук, искусств и культуры;

            2009,  2013 г. – призеры во Всероссийской  очно – заочной  конференции по краеведению в номинации «А этот город мной любим» по  теме: «Мы капелька России, мы город Сусуман»

2013 г. – призеры в областном конкурсе школьных музеев, комнат, уголков боевой и трудовой славы ОУ на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию учащихся.

Патриотическое воспитание – процесс целостный, в нем одно вытекает из другого, существует тесная  взаимосвязь всех участников педагогического процесса, учителей – предметников, классных руководителей, родителей и самих учащихся, а также учреждений культуры, дополнительного образования, различных организаций и ведомств.

Урок остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. На уроках закладывается фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения  гражданина.

Обновленное содержание программ общего среднего образования, его гуманитаризация создает благоприятные условия для патриотического  воспитания школьников. Воспитание патриота, гражданина не мыслится без воспитания любви к родному языку. Именно русский язык развивает устную и письменную речь, мышление, кругозор. Он тесно связан с историей, литературой и культурой нашего народа. По- новому ставятся в программах цели литературного образования, на первый план выдвигается освоение нашими учащимися художественных ценностей литературы с ее высокой духовностью и гражданственностью.

Тема любви к Родине, к родному краю является центральной темой в произведениях Ф. Тютечева, А. Фета, Н. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, А. Кымытваль, Ю. Рытхеу  и многих других. Анализируя эти произведения на уроках литературы, учащиеся говорят о судьбе своей страны, своего народа в различные периоды развития. Именно на таких уроках происходит формирование учащегося как гражданина, патриота. Именно  такие уроки помогают школьникам определить дальнейшую жизненную позицию – позицию неравнодушного, активного человека.

Учителя обществоведческих дисциплин (истории, обществознания, географии) обращаются к системе общечеловеческих ценностей на каждом уроке, так как общество провозглашает курс на гражданское самовоспитание человека, на гуманизацию представлений о путях общественного развития. Педагогами ведется не только системная работа по предмету, но и постоянно вводятся новые и эффективные формы работы с учащимися.

Например, учитель истории, Лебеденко И.Б., третий год представляет проекты патриотической направленности  для учащихся всей школы: Герои 21 века, Трагедия Беслана,  «Цена Победы». Сегодня же, ребята представили проект «Когда история не учит». Я думаю,  вы согласитесь со мной, что такая форма проведения уроков интересна и познавательна  не только для учащихся, но и для самих взрослых.

Развитию политической культуры способствуют диспуты по современной истории России, деловые игры  «Мы – избиратели», «Выборы Лидера школы». Участие ребят в различных всероссийских, областных  проектах «20 лет Конституции РФ», «Овеянные славою флаг наш и герб», акции «Дети Колымы – детям Новороссии», работа в органах ученического самоуправления подтверждают, что наши дети не равнодушны к политике и ко всему, что происходит в нашей стране и в мире.

Воспитание гражданина – патриота  красной нитью проходит при организации внеклассной и внешкольной деятельности. Этому способствуют проведение традиционных общешкольных дел: День знаний, выступления агитбригад, День учителя, День рождения школы, КВНы «Новогодний» и «Мартовский», праздник Последнего звонка, Выпускной вечер,  школьный конкурс «Класс года», месячники «Полиция и дети», «Здоровый образ жизни», «Слава и гордость России», «Природа вокруг нас», тематические недели: «Мир правовых знаний», «Мой дом. Мой город. Моя страна», «Вахта памяти».

Знаменательные даты, отмечаемые  в России, области, районе, городе, школе, не остаются без внимания педагогов и учащихся. За последние два года посвятили мероприятия следующим датам: 60  лет Магаданской  области, 60 лет Сусуманскому району, 70 лет освобождения от блокады Ленинграда, 100 лет Первой Мировой войне,  75 лет школе, 50 лет г. Сусуману, 70 лет Великой Победы.

С целью формирования у подрастающего поколения патриотических чувств, любви к родной земле, умение свято хранить традиции дедов и прадедов, чтить память павших,  традиционно в феврале проводится месячник военно-патриотического воспитания.

План проведения месячника составляется с учетом пожеланий и предложений учащихся, возможностей родителей и  классных руководителей.   Традиционно  отмечается  активное участие учащихся в школьных и районных мероприятиях.

Одними  из первых  мероприятий месячника   являются конкурсы    чтецов: «Фронтовая поэзия» и  «Живая классика».  Репертуар конкурсантов  включает  в себя  стихотворения, отрывки из прозаических произведений, созданных в период ВОВ,  послевоенного периода,  в современное время.

            В этот период проходят  выставки рисунков  «Я – патриот России», боевых листков «Отчизны верные сыны».  Все работы выполняются  по тематике, красочно, эстетично и заслуживают хорошей оценки.

В  школьном смотре строя и песни «Статен в  строю, силен в бою»  участвуют учащиеся 8 - 11 классов. Все ребята относятся к проведению смотра ответственно, показывают  хорошую военную выучку. Жюри учитывают все требования, предъявляемые к конкурсу: форму участников, строевую подготовку, исполнение песни.

В фестивале художественной самодеятельности «Я люблю тебя, Россия!», конкурсе патриотической песни «Кто сказал, что песню надо бросить на войне»  принимают участие учащиеся 5 – 7  классов. Все классы  серьезно готовятся к выступлениям. Продумывают художественное оформление, музыкальное исполнение, использование костюмов.

В рамках месячника  в 5 – 11 классах   проводятся:

-  единые  тематические классные часы, посвященные Победе в ВОВ, Дню защитника Отечества;

 -  уроки по истории: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская дуга», «Освобождение».

 -  экскурсии  в   школьный краеведческий музей. Экскурсанты в этот период рассказывают  о   подвиги наших земляков, и их жизни в послевоенный период..

Встречи с сотрудниками ОМВД, участниками  боевых действий в Чечне, военным комиссаром Сусуманского района стали традиционными в нашей школе. Кроме интересных бесед, ребятам предоставляется  возможность примерить бронежилеты, и рассмотреть различное оружие. Такие встречи очень значимы для  ребят. В истории школы  много примеров, когда наши выпускники связывают свою жизнь с защитой Родины и  защитой правопорядка.

            Учащиеся школы принимают   активное участие   в районных мероприятиях:

 -  в  смотре строя и песни «Отчизны верные сыны»,  представляя две  команды  в двух          возрастных категориях: 8-9 классы и 10 – 11 классы;

 - в фестивале художественной самодеятельности «Я люблю тебя, Россия!», конкурсе патриотической песни «Памяти павших - будьте достойны»;

- в спортивных соревнованиях в рамках месячника военно – патриотического воспитания.

            О результатах  участия в конкурсах по патриотическому воспитанию можно узнать, открыв  школьную газету «Переменка»,  районную газету «Горняк Севера»,  школьный сайт: www. susuman. okis.ru.

            Одним из мероприятий по формированию чувства патриотизма, товарищества, ответственности, навыков начальной военной подготовки, привлечению подростков к здоровому образу жизни, подготовке к службе  в армии -  является военно – спортивная игра «Зарница».

             Вот уже  девятый    год, традиционно, в апреле месяце,  «Зарница» проводится в районе улицы Комарецкого.  Несмотря на северную погоду, праздник удается,  и заслуга в этом   хорошая организация  Совета отцов,  преподавателей школы и одиннадцатиклассников, которые являются  руководителями команд с 5 по 7 класс. Ребята  преодолевают  восемь этапов: дартс, «мышеловка», ОБЖ (бинтование и переноска пострадавшего), метание гранат, стрельба, кочки, бревно, краеведение.

             Победители  военно – спортивной игры «Зарница» всегда  награждаются грамотами и сладкими призами.

Восемь лет команда учащихся школы  «Росток» участвует в областной акции «Я – гражданин России».

 В 2009 – 2010 уч. году ребята представляли  проект «Мы - школе», который являлся продолжением проекта  «Виртуальный музей», проект вошел в тройку лучших и  был  направлен  на  Всероссийский конкурс.

В 2010 -2011 уч.году – представили  проект «Мы управляем школой».

В 2011 – 2012 г. – разработали  и  представили проект «Мы вас ждем!» по   проблеме привлечения молодых специалистов в  школу, проект  удостоен диплома лауреата.

 В 2012 – 2013 г. –  представили проект «Свежий ветер перемен» по проблеме отсутствия свободного обсуждения  школьной жизни на сайте,  группа разработчиков награждена дипломом призера.

 В настоящее время команда продолжает реализацию этого проекта.

В рамках проведения декады «Вахта памяти», в начале мая стало традицией  водружать флаг РФ   на сопке «Три богатыря», в честь празднования праздника Великой Победы.

Без экологического образования патриотическое воспитание сейчас не обходится. И хочется отметить, что и у нас в школе экологии стали уделять больше внимания, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Учащиеся  школы ежегодно являются призерами и победителями районного фестиваля «Мы живем на этой Земле не зря», школьники принимают участие во всех городских акциях: День птиц,  Уроки бережливости для взрослых, Сбережем природу для потомков, Чистый город.

Цель экологического образования – формирование экологической культуры, в состав которой входит понятие «экологическая ответственность», а она вырабатывается только в практической деятельности.

Уже не первый год наша школа участвует в этой практической деятельности, организуя  летом  трудовой  отряд при школе. Ребята облагораживают территорию школы и города, распространяют листовки, проводят различные познавательно – развлекательные мероприятия экологической направленности, участвуют в экологическом проекте: «Зеленая зона».

Наши учащиеся являются самыми активными участниками городских, районных и областных мероприятий патриотической направленности: конкурсах стихов, сочинений, рисунков, кроссвордов,  патриотической песни и т.д.

 

В 2014 г. педагогический коллектив награжден дипломом 3 степени министерства образования и молодежной политики Магаданской области  за  организацию и  проведение областного  месячника оборонно – спортивной работы.

По итогам Всероссийского конкурса «Патриот России»  под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры  коллектив МБОУ «СОШ №1 г. Сусумана» награжден  дипломом лауреата за материалы, отражающие особенности, результаты и эффективность работы по патриотическому воспитанию.

            Опыт работы педагогов первой школы  показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений.

Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет.

И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.

Хочется надеяться, что наш   каждодневный педагогический  труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни  наших  учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что наши ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 09.12.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения