Организационный
|
Создать доброжелательную атмосферу, мотивировать на учёбу, создать ситуации успеха. |
|
Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
|
Слова учителя:
Здравствуйте, ребята!
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но мы урок сейчас начнем
И сами до всего дойдём.
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке и проверим домашнее задание. |
Опрос учащихся по
заданному материалу
|
Вызвать интерес к языковым явлениям и побудить к собственным умственным действиям |
Уважительное отношение к мнению товарища |
Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях |
1. Проверка домашнего задания ( упр. 358)
Учащиеся объясняют ход выполнения домашнего задания, исправляют и оценивают работу одноклассников. Учитель слушает ответы учеников, задает наводящие вопросы по выполненному заданию.
2. Лексический диктант (по лексическому значению учащийся должен определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
Учащиеся самостоятельно записывают слова.
|
Изучение нового
учебного материала
|
Принятие целей и задач урока как деятельность, личностно необходимую для собственного развития и успешности |
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык
|
Умение сравнивать (выделять общие и различные признаки сравниваемых объектов) определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
|
1. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
Задания
- Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).
- Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).
Ученики находит синонимы в тексте, определяет их значение.
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.
Определение темы и целей урока.
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:
Синонимы – это … (примеры)
Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.
Роль синонимов в речи…
Учащиеся формулируют тему и цель урока.
2. Работа с текстом учебника.
Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов: § 68 с. 161-162).
|
Закрепление
учебного материала
|
Закрепить полученные знания структурировать материал, восполнить отсутствующие элементы системы |
Воспитание интереса к предмету через разные виды работы
|
Смысловая работа с текстами художественного характера.
Развивать операции логического мышления
Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств, оценивать достигнутые результаты.
|
1. Учитель с мультимедийного проетора показывает текст:
Чудесный день.
Был чудес…ый зимний день. Со…нце светило ярко. Снег бл…стел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки св…ркали, отл…вали всеми цветами радуги. Небо над городом с…яло ч…стейшей г…лубизной.
Задание: 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. 2. Определите тему и основную мысль. 3. Найдите в тексте синонимы, укажите их значение и роль.
2. Выполнение упр. 349.
Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы.
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука.
Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоса земли, устроенная или протоптанная для удобства ходьбы.
3. Знакомство с определением синонимического ряда. Перепишите синонимы в порядке усиления действия:
- Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.
- Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.
4. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признака.
(Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный)
Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком: дом, небоскреб, город, наводнение
Определение роли синонимов в речи
1. Редактирование текста. Ученику предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?
Игра «Кто больше»
Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову.
1 ряд: храбрый – бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.
2 ряд: страшиться – бояться, трусить, дрожать от страха, робеть
3 ряд: красный – алый, багровый, багряный, кумачовый
Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок
|
Задание на дом
|
Мотивировать учащихся к совершенствованию своих знаний, навыков и личностных качеств |
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык
|
Адекватное понимание информации устного и сообщения, умение создавать письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения |
Учитель предлагает задания на выбор:
1) подобрать все возможные синонимы к слову добрый и составить с ними предложения,
2) выполнить упражнение 367 (выбрать подходящий по смыслу синонимс) |