Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания образовательного учреждения
(Из опыта работы по теме «Формирование у учащихся ценностного отношения к географическому образованию на основе познавательного интереса в процессе внеурочной деятельности»)
Шевлякова С.А., учитель географии,
руководитель школьного краеведческого музея
МБОУ «СОШ №1 г. Сусумана»
Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи – это проявление любви к Родине, отчизне, отечеству.
В.И. Даль
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям.
«Наследие сложных 90-х годов и современные попытки исказить историю страны, изменив к ней отношение молодежи, обязывают органы власти активно работать над патриотическим духом общества» - такую мысль выразил губернатор Владимир Петрович Печеный на заседании Совета по образованию, главной задачей которого стала разработка приоритетных направлений в части гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи Магаданской области.
Министр образования и молодежной политики Анжела Владимировна Шурхно в своём выступлении отметила, что такая работа целенаправленно велась в области с 2003 года, высказала мысль о необходимости обновлении программы патриотического воспитания молодёжи и продолжения работы в этом направлении (1).
Основные задачи патриотического воспитания в Магаданской области в последние годы решались в ходе реализации областных целевых программ «Патриотическое воспитание жителей Магаданской области» на 2000-2005, 2007-2010, 2011-2015 годы, основной целью которых было создание и совершенствование системы патриотического воспитания, способной консолидировать усилия государственных и общественных институтов по формированию у граждан Магаданской области высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Подпрограмма «Патриотическое воспитание жителей Магаданской области» на 2014 – 2016 годы» закрепляет положительные тенденции совершенствования системы патриотического воспитания жителей Магаданской области и реализует комплексную, системную работу в этом направлении.
Одними из задач Подпрограммы являются «формирование патриотических чувств и сознания жителей Магаданской области на основе сохранения памяти о боевой и трудовой славе Магаданской области, её истории, культуры, развитие чувства гордости за Российскую Федерацию и Магаданскую область; развитие форм патриотического воспитания жителей Магаданской области» (2).
В патриотическом воспитании подрастающего поколения значительная роль всегда отводилась школе.
На современном этапе реформирования системы образования положительным фактором является повышенное внимание к деятельности школьных музеев. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Школьный музей несет огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Это позволяет растить гражданина на подлинном материале, на истории и событиях своей малой родины и школы. Любовь к ней порождает гордость и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой мы живём. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России.
Музейная педагогика воспитывает в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.
Музейная среда выполняет образовательную функцию, формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает общественную активность учащихся, дает возможность развивать творческие способности, коммуникативность.
Система учебно-воспитательной работы школы предусматривает использование возможностей школьного краеведческого музея в гражданско- патриотическом воспитании личности.
Планомерная работа по созданию школьного краеведческого музея в МБОУ «СОШ № 1 г. Сусумана» была начата в 2003 году.
Школьники с интересом приступили к сбору и накоплению краеведческого материала. Была объявлена акция «Помощь школьному музею». Такую помощь оказали учащиеся, их родители и сотрудники школы, которые приносили фотоматериалы, образцы полезных ископаемых экспонаты для палеонтологического уголка и многое другое. В школьном архиве хранились альбомы, фотографии и некоторые документы об истории общеобразовательной организации. Отдельные экспонаты были переданы из Берелёхской школы по причине её закрытия, часть экспонатов была собрана учениками во время проведения экскурсий. Весь этот материал накапливался и постепенно систематизировался, наметилась тематика экспозиции музея.
Фонд музея насчитывает около 300 экспонатов и подразделяется на два вида: основной фонд и вспомогательный. 235 экспонатов относится к основному фонду - это музейные предметы, которые являются подлинными памятниками истории, палеонтологии, объектами природы, подлинными фотографиями (альбомы) и письменными источниками по тематике музея и т. п.
К вспомогательному фонду относятся все научно – вспомогательные музейные материалы: макеты, различные копии, дубликаты, муляжи, тематические стенды и другие материалы, которые не обладают свойствами музейных предметов, но помогают их изучению, экспонированию и используются в музейной деятельности.
Музейные предметы, включённые в экспозицию или помещённые на выставку, приобретают статус экспоната, имеющего общественное значение как памятника истории, природы, культуры.
Школьный краеведческий музей имеет следующие отделы:
1. «Сусуманский район на карте Магаданской области» – серия стендов, содержание которых отражает комплексную физико- и экономико-географическую характеристику района, приводятся сведения об истории освоения территории.
2. «Палеонтологический уголок», где помещены фрагменты скелетов древних животных (череп бизона, бедренная кость мамонта, зубы мамонта и фрагменты его бивней, череп шерстистого носорога, рога бизона), а также некоторых представителей современной фауны (позвонок кита; рога снежного барана, оленя, лося; зубы медведя, оленя). Всего палеонтологический фонд насчитывает 35 экспонатов.
3. «Геологический уголок» представляет собой стеклянные витрины с образцами минералов и горных пород Магаданской области и Сусуманского района. Данная коллекция насчитывает более 80 образцов.
4. «Флора и фауна». В этом отделе смонтирован типичный вид ландшафта нашего края. Из представителей растительного мира присутствуют даурская лиственница, кедровый стланик, можжевельник, шиповник, карликовая берёзка, брусника, голубика, шикша; есть образцы мхов и лишайников, муляжи грибов. Животный мир представлен чучелами животных и птиц: горностая, утки-чирка, глухаря, орлана, снежного барана (голова). Имеются образцы лап и лапок молодого медведя, зайца, соболя, белки, куропатки, рябчика, кедровки. Всего данный раздел насчитывает 31 экспонат основного фонда и 8 муляжей грибов.
5. «Ихтиофауна Сусуманского района». В импровизированном аквариуме представлена коллекция рыб, обитающих в водоёмах Сусуманского района: налим, хариус, чукучан (каталка), ленок, окунь, сибирский усатый голец (усач), озёрный голец (мальма), голова щуки, обыкновенный валёк (сюрюк), гольяны: речной и озёрный, бычок – подкаменщик. Всего 23 экспоната.
6. «История освоения Колымы». В данном отделе выставлены 53 экспоната, представляющие собой подлинные предметы, которыми пользовались геологи, старатели, первопроходцы Колымы: лоток, кайло, посуда; предметы, используемые в строительстве и при добыче полезных ископаемых; колесо от брички (телеги), рельс от узкоколейки и др. Приводится информация об использовании труда заключённых. Дополнением к данной экспозиции является макет драги.
7. «Искусство народов Северо-Востока» представлено предметами декоративно-прикладного творчества, отражающими особенность быта, традиций коренных народов Крайнего Севера. В числе экспонатов как подлинные предметы основного фонда (праздничный головной убор эвена – ороча), так и сувенирные (настенные панно, колчан со стрелами, фигурки людей в национальной одежде и пр.). Размещены макеты чума и яранги с подробным описанием устройства жилищ.
8. «Уголок боевой славы». Комплект из 5 стендов под таким заголовком содержит материал о том, как в годы Великой Отечественной войны Колыма помогала фронту: о трудовом и боевом героизме наших земляков.
На стендах помещены фотографии Героев Советского Союза Магаданской области, танкистов-колымчан, лётчиков, перегонявших в годы Великой Отечественной войны боевые самолёты на фронт, ветеранов войны.
Дополнением содержания уголка является выставочный стенд «Сусуманцы – герои Советского Союза», книги, тематические папки, в которых собраны фотографии, вырезки из периодической печати.
9. «По страницам истории школы». В данном отделе экспозиции выставлены альбомы с фотографиями, письмами, телеграммами, вырезками из газет, посвященные истории МБОУ «СОШ № 1 г. Сусумана», деятельности молодёжных организаций, ученического самоуправления за прошедшие годы.
Дополнением к подлинным документам является материал стендов, вывешенных в рекреации, содержащих информацию о школе и её выпускниках под заголовками «Школьный фотокалейдоскоп», «Страницы истории школы».
10. «Знай и люби свой край». Под данным заголовком в витрине помещены тематические фотоальбомы, книги, диски, содержащие материал о природе, населении, хозяйстве Магаданской области и Сусуманского района; стихотворения поэтов - наших земляков, сборник кроссвордов о родном крае; буклеты, посвящённые достопримечательным местам Магаданской области; творческие работы школьников по краеведению.
Дополнением к экспозиции музея является материал, помещённый в тематические папки разного содержания, где собраны вырезки из газет, справочные сведения из сети Интернет, фотографии, буклеты и пр.
Содержание музейного фонда имеет историко-географическую направленность. Интеграция географии и истории открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.
Первоначально был составлен план проведения мероприятий на базе музея, предусматривающий проведение экскурсий, тематических бесед для учащихся и дальнейшую работу по поиску, накоплению и оформлению собранного материала.
В 2006 году разработана программа «Краеведение Сусуманского района», на основе которой строится работа в музее и осуществляется деятельность краеведческого кружка.
В своей деятельности краеведческий музей руководствуется следующими целями: знакомство учащихся с историей и географией родного края; освоение знаний о важнейших событиях в истории малой родины; воспитание патриотизма и гражданственности, любви и сопричастности к судьбе малой родины; овладение навыками научного познания, умения работать с различными источниками, формирование ключевых компетенций учащихся; развитие личностных качеств, индивидуальных творческих способностей.
Работа в музее организована на основе самоуправления. Совет музея участвует в разработке плана работы, оформлении экспозиций, направляет собирательскую работу, проводит экскурсии. Все мероприятия проводятся согласно плану работы музея.
Координацию деятельности Совета осуществляет руководитель школьного музея – Шевлякова Светлана Анатольевна. Руководитель музея обеспечивает контроль за использованием материалов школьного музея в учебной, внеклассной, внешкольной работе и сохранностью документов-подлинников.
Одним из условий успешной организации и деятельности школьного музея является преемственность в работе. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Сначала младшие школьники выполняют посильные для своего возраста задания, после чего вместе со старшими участвуют в совместной работе, приобретая определённый опыт.
Работа музея ведётся по следующим направлениям:
1. Поисковая и научно-исследовательская деятельность направлена на пополнение музейной экспозиции посредством выполнения поисковых заданий, работы над проектами, организации экскурсий по родному краю, изучения экспонатов, обобщения краеведческого материала фондов школьного музея, работы с различными источниками информации.
Тематика поисковых заданий имеет разнообразное содержание:
1. «Топонимика Сусуманского района».
2. «Подвиги колымчан на фронте и в тылу».
3. «Наши земляки - Герои Советского Союза».
4. «Геологи-первооткрыватели недр Сусуманского района».
5. «Достопримечательные природные объекты района».
6. «Ихтиофауна рек и озёр Сусуманского района».
7. «А этот город мной любим» (история Сусумана).
8. «Происхождение названий улиц нашего города».
9. «История школы в письмах и фотографиях».
10. «Предприятия и учреждения города и района».
Учащиеся по желанию выбирают тему исследования, работают над проектами. Так, в 2008-2009 учебном году ребята участвовали в разработке проекта «Виртуальный музей», который занял I место в районном конкурсе. На протяжении последних лет ребята принимают участие в долгосрочном проекте «Сусуманский район», целью которого является составление комплексной характеристики Сусуманского района.
Результаты исследований оформлены в виде разделов экспозиции музея, постоянных и временных стендов, выставок рефератов, тематических папок. Идет работа по созданию банка мультимедийных презентаций.
Школьники участвуют в научно-практических конференциях на различном уровне, где успешно выступают с докладами по темам исследований: например, на муниципальном: «Куда девать мусор? Проблема утилизации бытовых отходов» (2006 г., 1 место) «Эксперимент по выращиванию огурца как горшечной культуры в районах Крайнего Севера» (2009 г., 3 место); «Ихтиофауна Сусуманского района» (2011 г., 1 место), «География на нашем столе, или кто кормит сусуманцев» (2013 г., 1 место), «Компоненты экологического дизайна школы и их влияние на эмоциональное состояние обучающихся и педагогов» (2016 г., 1 место); межрайонном в пос. Ягодное: (2009 г., 3 место; 2011г.; 2013г.); региональном в г. Магадане: (2006 г.); Всероссийском: 4 Всероссийская очно-заочная Межрегиональная конференция школьников МИОО г. Москва: «Мы – капелька России, мы – город Сусуман!», в номинации «А этот город мной любим» (2013 г.).
Творческие работы ребят находят достойное место в школьном музее, а по результатам работы над темой «Ихтиофауна Сусуманского района» экспозиция музея пополнилась новыми экспонатами - образцами рыб местных водоёмов.
Определённая часть материалов музея, экспонатов собрана и накоплена учащимися в ходе собирательской деятельности во время проведения экскурсий в природу, на предприятия и учреждения города и района. Это – минералы и горные породы геологической коллекции, образцы растений, фотоматериал.
Учащиеся из краеведческого кружка побывали в местах добычи полезных ископаемых: на угольном разрезе «Кадыкчанский», на драге. По результатам экскурсий оформлены тематические папки.
Определённую помощь музею оказывают руководители и школьники из краеведческого и экологического отрядов, которые в летнее время совершают экскурсии по району.
Фонды музея пополняются новыми экспонатами в результате встреч с интересными людьми. Так, работник угольного разреза «Кадыкчанский» А.Е.Резниченко передал музею фотографии лётчиков погибшего в 1942 экипажа, гидрогеолог Паршуков И.В. во время встречи со школьниками подарил сборник своих стихотворений, титулованная лыжница Елена Вяльбе оставила на память свой автограф на памятном календаре. Наш знаменитый земляк, артист Ефим Шифрин, во время гастролей в г. Магадан (2011 г.) передал школе диск с записью своих выступлений.
Бывшие ученики школы, работающие на горных полигонах, приносят предметы, которыми раньше пользовались геологи и старатели, найденные при разработке месторождений.
Родители-энтузиасты также оказывают помощь в пополнении музея экспонатами. Так, семья Цилюрик передала в музей головной убор эвена – ороча; Кирилкиных – старательский лоток и кирку, семья Веркеевых – фотоальбом о развитии дражного флота в Сусуманском районе. Житель города Сусумана, фотограф – любитель М. Шибистый, создатель народного музея в Сусумане, передал в дар школьному музею часть экспонатов и фотографии.
2. Оформительская деятельность включает оформление и переоформление экспозиции школьного музея. Ребята учатся размещать экспонаты в экспозиционных уголках, на стендах, витринах, оформлять собранный материал, приобретают навыки реставрации музейных предметов. Эта работа воспитывает в детях аккуратность, кропотливость, развивает художественный вкус, творческие и дизайнерские способности. Работа с музейной документацией является частью оформительской работы. Составлен паспорт музея с тематическим каталогом, который дополняется в процессе поступления новых экспонатов, в т. ч. и в электронном виде. Для оформления музея применяется цифровая печатная техника.
3. Экскурсионная деятельность занимает важное место в системе патриотического воспитания. Она включает разработку и проведение экскурсий для учащихся и гостей школы, уроков (фрагментов) и внеурочных мероприятий на базе школьного музея и использования экспонатов; создание виртуальных экскурсий, подготовку презентаций.
Экскурсия – это форма культурно-образовательной деятельности музея. Из числа актива музея выбраны ребята - экскурсоводы, отвечающие за проведение экскурсий, которые готовятся на основе материалов, имеющихся в школьном музее либо собранных в ходе поисково-исследовательской деятельности.
На содержании одной и той же экспозиции могут применяться сценарии работы с детьми разных возрастов и уровней развития (критерий доступности) или каждая экскурсия (ученический проект) адаптируется для определенной возрастной группы посетителей.
В качестве экскурсоводов бывают учащиеся разных возрастных групп, которые проводят как ознакомительные, так и тематические экскурсии в соответствии с графиком работы музея и общешкольным планом воспитательной работы.
В результате совместной работы были разработаны следующие тематические экскурсии: «Школьный музей» (обзорная экскурсия), «Страницы истории школы», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Подвиги земляков в Великой Отечественной войне», «Сусуманский район на карте Магаданской области», «Полезные ископаемые нашего края», «Ихтиофауна Сусуманского района» и др.
В течение учебного года запланированы посещения музея всеми учениками школы. В начале учебного года проводятся экскурсии для учащихся 5 классов с целью ознакомления с содержанием экспозиции музея. Тематические экскурсии обычно бывают приурочены к определённым событиям в жизни края или знаменательным датам. Так, например, в ноябре, в честь Дня рождения школы, экскурсии посвящены истории образовательного учреждения, в декабре - городу и району; в феврале, в рамках проведения месячника по патриотическому воспитанию – подвигам земляков в Великой Отечественной войне; в мае – деятельности нашего края в годы Великой Отечественной войны.
Экскурсионная форма работы используется как во внеурочное время, так и на уроках, особенно при изучении регионального компонента по географии, биологии, истории Северо-Востока России. Например, на уроке географии в 8 классе при изучении темы «Полезные ископаемые Магаданской области» учащиеся совместно с учителем совершают 10-15 минутную экскурсию в музей с целью ознакомления с образцами минералов и горных пород геологической коллекции. После чего в учебном кабинете урок продолжается, проводится беседа о недрах края, затем учащиеся отвечают на вопросы учителя. На уроках биологии учащиеся совершают экскурсию с целью изучения растительного и животного мира, представителей ихтиофауны. Возможности музея используются и при изучении истории. Так, например, ученики 5 классов при изучении темы о жизни первобытных людей с удивлением и интересом рассматривают фрагменты скелетов животных прошлого: шерстистого носорога, мамонта, бизона, представляя при этом, какими массивными были эти животные.
Возможны разные варианты проведения таких уроков-экскурсий (непосредственно в музее; использование экспонатов для демонстрации на уроке; виртуальная экскурсия, сопровождающаяся мультимедийной презентацией и др.).
Перед посещением музея на уроках учащимся предлагаются задания по теме экскурсии: составить рассказ, ответить на вопросы, написать творческий отчёт об экскурсии, составить план проекта, буклета и пр.
Стенды и выставки музея используются также для проведения классных часов.
При проведении экскурсий большое значение имеет подготовительный этап, проводимый перед посещением музея. Учащиеся вспоминают правила «музейной культуры», а после завершения экскурсии обязательно благодарят экскурсоводов.
Проведение экскурсий не только способствует расширению кругозора учащихся о своём крае, развивает познавательный интерес, но и способствует воспитанию любви к своей малой родине. А у ребят - экскурсоводов проведение экскурсий развивает не только исследовательские и творческие способности в процессе её подготовки, но и коммуникативные качества, монологическую речь, умение отвечать на вопросы посетителей.
Материалы стендов, выставок, тематических папок, архива музея учащиеся используют для подготовки рефератов, творческих работ, материалов для различных конкурсов и мероприятий.
4. Культурно-массовая работа.
На базе музея планируются и проводятся открытые массовые школьные мероприятия, приуроченные к знаменательным датам и событиям в жизни страны, своего края и школы: например, устный журнал «Магаданский мамонтёнок», посвящённый 35-летию уникальной находки (2012 г., далее - ежегодно), «Наш школьный музей» - день открытых дверей, посвящённый 10-летнему юбилею школьного музея (2013 г.), общешкольный классный час «Школьный калейдоскоп», посвящённый 75-летнему юбилею образовательного учреждения (2014 г.), защита проекта «Мы – капелька России, мы – город Сусуман!» в честь 50-летнего юбилея своего населённого пункта (2014 г.), общешкольный классный час и виртуальная экскурсия «Подвиги колымчан на фронте и в тылу» (2015, 2016 г.г.) к годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Школьники участвуют в «Вахте Памяти», экологических десантах, встречаются с ветеранами, интересными людьми, бывшими выпускниками школы.
Учащиеся школы принимают участие в конкурсах, организованных членами Совета музея: «Сусуманский район», «Мой родной город Сусуман», «Флора и фауна родного края», «Знаешь ли ты свой край» и др.
В 2012-2013 учебном году ребята приняли участие в составлении кроссвордов, посвящённых предстоящей юбилейной дате - 60-летию Магаданской области и Сусуманского района.
Членами краеведческого кружка выпущены стенгазеты «Знай и люби свой край», «Топонимика Сусуманского района», «Магаданский мамонтёнок», оформлен выставочный стенд «Сусуманцы – Герои Советского Союза».
В рамках проведения месячника по экологическому воспитанию и предметной недели естественных наук актив музея участвует в подготовке и проведении конкурсов-соревнований «В природе всё взаимосвязано» для учащихся 5 – 6 классов, «Юный краевед», разнообразных игр и викторин.
Проводятся Дни открытых дверей для учащихся и гостей школы. В рамках проведения районных семинаров для учителей и представителей общественности были подготовлены выступления руководителя музея по темам: «Инновационные технологии в работе школьного краеведческого музея» (2013 г); «Научно-практическая конференция школьников – результат работы учителя с высокомотивированными учащимися» (2014 г.); «Патриотическое воспитание как составляющая учебно-воспитательного процесса» (2015г.).
Посетителями школьного музея являются не только учащиеся и работники школы, но и родители школьников, воспитанники детского сада, ученики начальной школы. В числе гостей – представители органов власти и общественности, учителя школ района, выпускники прошлых лет. Бывают и туристы, приезжающие в Сусуман из других районов России, а также иностранные путешественники. Все желающие оставляют отзывы о своих впечатлениях от посещения музея в «Книге отзывов и предложений».
5. Связи с общественностью.
Деятельность музея находит отражение в СМИ на страницах районной газеты «Горняк Севера» областных изданий: «Магаданская правда», «Магаданская правда в пятницу», на сайтах Издательского дома «Магаданская правда», на школьном сайте. Сюжет о музее транслировался на канале «ТВ-Колыма-Плюс».
Музей является призёром Всероссийского конкурса инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодёжи «Патриот России» (г. Новосибирск), награждён серебряной медалью (2009г.); лауреатом Всероссийского конкурса «Мир молодости» молодёжных социально значимых инициатив, начинаний и опыта (2010 г.); призёром областного смотра-конкурса школьных музеев (2009 г., 2013 г.); победителем конкурса музеев образовательных учреждений Сусуманского района (2009г., 2013г.)
Таким образом, краеведческая работа воспитывает у учащихся любовь к своей малой родине, даёт возможность лучше узнать и изучить свой край, помогает усвоить школьную программу по географии, истории родного края, а учителю - изучить психологические особенности детей, выявить интересы школьников.
Д.С.Лихачев отмечал: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Поэтому главное, что дает музейная педагогика, - духовное, экологическое, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример во всем, воспитывает не просто гражданина, а настоящего патриота.
ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
1. http://www.49gov.ru/press/press_releases/index.php?id_4=6754
2. Постановление Администрации Магаданской области от 14 ноября 2013 г. № 1121-па г. Магадан «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Содействие развитию институтов гражданского общества, межнациональному согласию, воспитанию патриотизма в Магаданской области» на 2014 – 2016 годы». Подпрограмма «Патриотическое воспитание жителей Магаданской области» на 2014 – 2016 годы» http://nko.economy.gov.ru/Files/ClaimDocuments/4c561cca-4955-4b41-ba08-280cb0922835.pdf