Тема урока: Синонимы

Класс: 5 класс

Цель урока:

·         дать понятие синонимов и их роли в речи;

·         развивать устную и письменную речь учащихся, продолжить формирование умений работать с разными источниками информации, формировать культуроведческую компетентность учащихся,

·         воспитывать любовь к родному языку, литературе, культуре.

 

Задачи: 

Образовательные: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; применение знаний для решения новых учебных задач;

Развивающие: развивать внимание к речевому строю языка; умение речевого и лингвистического (смыслового) анализа слов; умение сравнения речевых фактов; развитие умения строить речевое высказывание на лингвистическую тему, основываясь на своих наблюдениях; умение аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к языку; формировать терпимое отношение к попыткам речевого оформления своих мыслей одноклассниками, уважительное отношение к другому мнению, умение тактичного и аргументированного ведения диалога.

Материальное оснащение:

- учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012.

- презентация;

-компьютер.

 

Этап урока

 

Цели и

задачи

этапа

 

Личностные

результаты

 

Метапред-

метные

результаты

 

Способ

достижения

(виды заданий

и упражнений)

 

Организационный

 

Создать доброжелательную атмосферу, мотивировать на учёбу, создать ситуации успеха.

 

Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

 

Слова учителя:

Здравствуйте, ребята!

В стране родного языка

 Не всё известно нам пока,

 Но мы урок сейчас начнем

 И сами до всего дойдём.

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке и проверим домашнее задание.

Опрос учащихся по

заданному материалу

 

Вызвать интерес к языковым явлениям и побудить к собственным умственным действиям

Уважительное отношение к мнению товарища

Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях

1. Проверка домашнего задания ( упр. 358)

Учащиеся объясняют ход выполнения домашнего задания, исправляют и оценивают работу одноклассников. Учитель слушает ответы учеников, задает наводящие вопросы по выполненному заданию.

2. Лексический диктант (по лексическому значению учащийся должен определить слова и записать их.                                                                    Все слова языка (лексика).                                                                                                                                                                                                    Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).                                                                                                                                      Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).                                                                                                                                 Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).                                                                                                                            Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).                                                                                                           

Учащиеся самостоятельно записывают слова.

 

Изучение нового

учебного материала

 

Принятие целей и задач урока как деятельность, личностно необходимую для собственного развития и успешности

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык

 

Умение сравнивать (выделять общие и различные признаки сравниваемых объектов) определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

 

1. Сегодня мы познакомимся с новым явлением  лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка  «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.            

Задания

- Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

- Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).    

Ученики находит синонимы в тексте, определяет их значение.

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Определение темы и целей урока.

-  Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…                                                                                                                                                                                                         

Учащиеся формулируют  тему и цель урока.

 

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов: § 68 с. 161-162).

 

Закрепление

учебного материала

 

Закрепить полученные знания структурировать материал, восполнить отсутствующие элементы системы

Воспитание интереса к предмету через разные виды работы

 

Смысловая работа с текстами художественного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать операции логического мышления

 

Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств, оценивать достигнутые результаты.

 

1. Учитель с  мультимедийного проетора  показывает текст:

          Чудесный день.

Был чудес…ый зимний день. Со…нце светило ярко. Снег бл…стел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки св…ркали, отл…вали всеми цветами радуги. Небо над городом с…яло ч…стейшей г…лубизной.

Задание: 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. 2.  Определите тему и основную мысль. 3. Найдите в тексте синонимы, укажите их значение и роль.

 

2. Выполнение упр. 349.

Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука.

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоса земли, устроенная или протоптанная для удобства ходьбы.

 

3. Знакомство с определением синонимического ряда. Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

-                   Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

-                   Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

 

4. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признака.

(Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный)

Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком: дом, небоскреб, город, наводнение

 

 

 

 

Определение роли синонимов в речи

1.                     Редактирование текста. Ученику предлагается  текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.                                                                                                                                                                           Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.                                                                                                                    (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)                                                                                                                                  Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

 

 

      

 

 Игра «Кто больше»    

Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову.

1 ряд: храбрый – бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.

2 ряд: страшиться – бояться, трусить, дрожать от страха, робеть

3 ряд: красный – алый, багровый, багряный, кумачовый                                                           

 

 

 

Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы?                                                                                                                                 Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок                                                                                                                                                                                              

 

 

Задание на дом

 

Мотивировать учащихся к совершенствованию своих знаний, навыков и личностных качеств

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык

 

Адекватное понимание информации устного и сообщения, умение создавать  письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения

Учитель предлагает задания на выбор:

1) подобрать все возможные синонимы к слову добрый и составить с ними предложения,

2) выполнить упражнение  367 (выбрать подходящий по смыслу синонимс)