Имя числительное как часть речи
(урок-заочная экскурсия по городу)
Учащиеся должны знать: числительное как часть речи; уметь находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, использовать числительное в речи.
Оборудование: карта Магаданской области, видеоролик «Сусуман», компьютерная презентация «Сусуман», напечатанные тексты с информацией о Сусуманском районе, путевые листы.
Ход урока
I. Приглашение в путешествие.
Белое безмолвие в распадках
Как плащом окутало Морджот…
С первой парусиновой палатки
Город биографию берёт.
И. Томилов
Демонстрация видеоролика (диск «55 лет Сусуманскому району»)
1 ученик: Там, где встречались только кочевники-оленеводы, там, где лотком геологи смывали первые пробы, где первопроходцами были вбиты первые колышки в мёрзлую землю – вырос город, которому сегодня 55 лет, город, который стал родиной для многих из нас, здесь сидящих. На карте Магаданской области только 2 города, и один из них – Сусуман. В переводе с эвенского «кухуман» означает «буран, позёмка, ветер».
2 ученик читает стихотворение «Сусуман» И. Гуля
Учитель географии: Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём познавательную экскурсию на школьном автобусе по улицам нашего города, чтобы вспомнить его прошлое, увидеть настоящее и заглянуть в будущее.
Учитель литературы: А по ходу экскурсии мы повторим материал, изученный в разделе «Имя числительное», и вы лишний раз убедитесь, что имя числительные – очень важная часть речи, она встречается не только в русском языке, но и в географии, без числительного обойтись трудно. Чтобы совершить посадку в автобус, нужно получить у диспетчера разрешение на выезд и путевой лист. Путевые листы у вас на партах, а выезд – после диспетчерской пятиминутки. Сели прямо, надели наушники, слушаем вопросы (фронтальный опрос по теме «Имя числительное»):
- Дайте определение имени числительного.
- На какие две группы делятся числительные?
- Что обозначают порядковые числительные?
- Что обозначают количественные числительные?
- Что обозначают собирательные числительные?
- Чем отличаются простые числительные от составных?
- Как склоняются составные количественные числительные?
- Какими членами предложения могут быть имена числительные?
- Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
- Назовите разряды количественных числительных.
- К каким числительным относятся слова полтора и полтораста?
- Сколько падежных форм имеет числительное полтораста?
- Как склоняется числитель дроби?
- Как склоняется знаменатель дроби?
- Как изменяются порядковые числительные?
Разрешение на выезд получено. Занимаем места в экскурсионном автобусе. По ходу экскурсии вы будете заполнять путевые листы: в определённые графы вносить имена числительные, записывая их прописью.
3 ученик: Шёл 1928 год. Для изучения золотоносности Колымы была организована I-ая экспедиция под руководством Ю.А. Билибина. В состав экспедиции входило пятеро геологов и 17 рабочих. Высадившись в районе посёлка Ола, экспедиция начала поисковую работу. Во время проходки на одном из участков на глубине 7, 5 метра был найден бивень мамонта спиральной формы длиной 2 метра 10 сантиметров.
4 ученик: Время быстротечно. И вот уже 3 декабря 1953 гола в составе Магаданской области образован Сусуманский район. Он расположен на северо-западе области в 625 км от г. Магадана. 12 декабря 1964 года Указом Президиума Верховного Совета СССР рабочий посёлок Сусуман был переименован в город Сусуман. Площадь района, лежащего на высоте 650 м над уровнем моря, составляет 4676564 га. За период с 1937 по 1998 год сусуманцами добыто 1052,5 тонны драгоценного металла.
Учитель литературы: Внесите в путевой лист только составные числительные. Вспомним, как склоняются составные количественные числительные. 1 вариант склоняет словосочетание 650 метров, 2 вариант – 625 метров. Работы сдаём на проверку консультантам-диспетчерам.
Физминутка
Учитель литературы: Наша экскурсия продолжается. Сейчас мы едем по городу со скоростью 50 километров в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 километров в час. На трассе наш автобус идёт со скоростью 70-80 километров в час.
- Скажите, какой вопрос спрятан в тексте, который я только что прочитала? (правописание мягкого знака на конце и в середине числительных).
- В каких числительных после первого корня пишется мягкий знак?
- В каких числительных мягкий знак пишется на конце?
Я называю числительные, 1 вариант записывает в путевые листы числительные с мягким знаком в середине, а 2 вариант с мягким знаком на конце.
Пятнадцать, семьдесят, девять, четырнадцать, шестьсот, двадцать, восемьдесят, шесть, пятьсот.
А теперь образуйте от этих числительных порядковые и запишите их в соответствующую графу.
Учитель географии: Наш город растёт, строится. 70-е годы ознаменованы интенсивным строительством районного центра. Около полутора тысяч строителей возводили поликлинику по улице Советской, среднюю школу №5 (ныне- начальная школа), ТУСМ-4. В 1955 г. население в районе составляло 31,8 тыс. человек, а в Сусумане – 12,4 тыс. человек. В 1998 году в городе проживает 9,2 тыс. человек, в 2005 – 7,2 тыс. человек, а в 2009 году – 4,9 тыс. человек. Запишите дробные числительные в путевой лист. Вспомним особенности склонения дробных числительных. (У доски письменно склоняем числительные 4,9 тысяч и 9,2 тысяч). Знаете ли вы, сколько сейчас в Сусумане домов, квартир? Чтобы узнать их количество, нужно произвести некоторые вычисления. Прочитайте арифметические примеры, правильно выговаривая окончания.(Примеры на слайде).
5 ученик: Не страшен нам мороз трескучий,
Зимой – туман, а летом – пыль.
Наш Сусуман! Ты самый лучший.
Ты наша сказка, наша быль.
Учитель географии: Климат города континентальный, средняя температура зимы минус тридцатьсемь градусов, летом плюс тридцать два. Осадков выпадает двести пятьдесят девять мм в год.
Самая крупная река области – Колыма, длина две тысячи сто двадцать девять километров. Её приток – река Берелёх протяжённостью двухсот тридцать семь километров, начинается на высоте одна тысяча семнадцать километров, а устье – на высоте пятьсот пятьдесят метров. Около сто пятьдесят семь дней в году река не имеет стока, так как промерзает до дна, а средний расход воды составляет тридцать шесть целых три десятых кубических метра в секунду. Реки производят большую разрушительную работу, поэтому мутность воды превышает ста граммов на кубический метр. Особенность режима рек – образование наледей. На реке Буркандья она самая крупная: длина пять целых две десятых километра, ширина – одна целая девятнадцать сотых километра, а площадь пять целых девять десятых квадратных километра. В окрестностях города возвышается удивительное горное сооружение высотой двухтысячно сто двадцать семь метров – это гора Морджот. Структура питания рек своеобразна: снеговое – около тридцать восемь процентов, дождевое – около пятьдесят шесть процентов.
Учитель литературы: Найдите в тексте ошибки в написании и употреблении числительных (устно).
Наш путевой лист заполнен числительными, которые вы используете для выполнения домашнего задания. На уроке мы поговорили о прошлом и настоящем Сусумана, используя числительные. А дома вы напишите мини-сочинение «Сусуман, в котором я хотел бы жить», представив себе город будущего. При этом вам необходимо использовать не менее семи числительных из путевого листа.
Учитель географии: Наше путешествие подошло к концу и заканчивается оно в современном городе. Мы приглашаем вас проехать по улицам нашего города. (Просмотр видеосюжета)
Смотрю, мой город, на тебя,
Смотрю – и сердце замирает.
Ты моя Родина, моя
Земля родная и святая.
Учитель литературы: На выходе из автобуса вы в качестве сувениров получаете следующие оценки…
Благодарим всех за чудесную экскурсию!
1 ученик: Там, где встречались только кочевники-оленеводы, там, где лотком геологи смывали первые пробы, где первопроходцами были вбиты первые колышки в мёрзлую землю – вырос город, которому сегодня 55 лет, город, который стал родиной для многих из нас, здесь сидящих. На карте Магаданской области только 2 города, и один из них – Сусуман. В переводе с эвенского «кухуман» означает «буран, позёмка, ветер».
3 ученик: Шёл 1928 год. Для изучения золотоносности Колымы была организована I-ая экспедиция под руководством Ю.А. Билибина. В состав экспедиции входило пятеро геологов и 17 рабочих. Высадившись в районе посёлка Ола, экспедиция начала поисковую работу. Во время проходки на одном из участков на глубине 7, 5 метра был найден бивень мамонта спиральной формы длиной 2 метра 10 сантиметров.
4 ученик: Время быстротечно. И вот уже 3 декабря 1953 гола в составе Магаданской области образован Сусуманский район. Он расположен на северо-западе области в 625 км от г. Магадана. 12 декабря 1964 года Указом Президиума Верховного Совета СССР рабочий посёлок Сусуман был переименован в город Сусуман. Площадь района, лежащего на высоте 650 м над уровнем моря, составляет 4676564 га. За период с 1937 по 1998 год сусуманцами добыто 1052,5 тонны драгоценного металла.
5 ученик: Не страшен нам мороз трескучий,
Зимой – туман, а летом – пыль.
Наш Сусуман! Ты самый лучший.
Ты наша сказка, наша быль.