Интегрирующая цель - в процессе работы над 2 учебными элементами (УЭ) вы должны:
1. Повторить и обобщить изученное о глаголе.
2. Систематизировать полученные знания.
3. Закрепить и углубить полученные сведения о грамматических признаках, правописании безударных личных окончаний, не с глаголами.
4. Закрепить знания о разноспрягаемых глаголах, знать особенности изменения разноспрягаемых глаголов, наклонение глаголов.
5. Закрепить умение определять переходность и непереходность глаголов.
6. Закрепить умение употреблять глаголы одного наклонения в значении другого, безличные глаголы.
7. Закрепить умение владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.
8.Производить морфологический разбор глагола.
Цель урока. Определить уровень знаний по теме «Глагол».
1. Запишите в рабочей тетради дату, тему.
2. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в той форме, которую требует от вас вопрос.
Проверочная работа по теме «Глагол»
(тест)
I. Найдите слово с ударением на втором слоге.
Запишите только номер верного ответа.
1. Звонят. 3. Начала
2. Создала 4. Формировать
II. В каком случае нет ошибки?
1. Я кушаю 3. Ехайте
2. Насмехаться 4. Лягте
III. Какой глагол «лишний»? Запишите его.
1. Леле_л 3. Кле_л
2. Ре_л 4. Се_л
IV. Придумайте и запишите глагол с данной морфемой:
l. един ; 2. ясн
V. Где грамматические признаки определены верно? Запишите только номер правильного ответа.
1. Прочитал бы - глагол сов. вида, прош. врем.
2. Морозит - глагол сов. вида, наст. врем.
3. Закончу - глагол сов. вида, перех., буд. врем.
4. Принеси-ка - глагол сов. вида, перех., буд. врем.
VI. Укажите глагол с суффиксом -ова-. Запишите это слово.
1. Подгляд_вал 3. Рассчит_вал
2. Совет_вал 4. Испыт_вал
VII. Найдите безличные предложения.
Запишите только номер.
1. Я хочу хорошо плавать.
2. Берега подмыла вода.
3. Опустело в лесу.
4. Намело много снега.
VIII.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните глаголы, в которых пропущенной буквой не надо определять спряжение.
Посе_ть, выпиш_те слова, он закле_т конверты, не тревож_тесь из-за пустяков, когда замет_те ошибку, раста_л снег.
Задания (дополнительные) на «4» и «5».
IX. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Про обезьян иногда говорят (не, ни) «(четвероногие», а «(четверо)рукие». Тем, кто всю жизнь живет высоко на деревьях, четыре цепкие лапы очень кстати: одна лапа за ветку держ_(т, ть)ся, другая д_бычу н_сет, а третья и четвертая уже хв_таю(т, ть)ся за ветки. Но обезьянам пом_га_т и хвост. Обезьяна ц_пля_(т, ть)ся за ветку, пров_са_т вниз головой и срыва_т с деревьев плоды.
X. Определите переходность всех глаголов из данного текста.
XI. Выпишите глагол (из текста), строение которого соответствует схеме:
XII. Придумайте и запишите заглавие к тексту.
3. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.
I. 1
II. 4
III. 3
IV. Например: соединяется, прояснила
V. 3
VI. 2
VII. 3,4
VIII. Посеять, выпишите, заклеит, не тревожьтесь, заметите, растаял
IX. Не четвероногие, четверорукие; держится, добычу несет, хватаются; помогает; цепляется, провисает, срывает.
4. Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки.
Выполненные задания |
Оценка |
I уровень (I - VIII) |
3 |
II уровень (IX) |
4 |
III уровень (X – XII) |
5 |
5. Обсудите результаты работы в классе.
Цели. Закрепить знания о разноспрягаемых глаголах. Повторить тему «Безударные личные окончания глагола и их правописание». Закрепить умение определять спряжение глагола.
- Выполните письменную работу, повторив (по таблице) личные окончания глаголов.
|
1-е лицо |
2-е лицо |
3-е лицо |
I спр. |
-у (-ю)
-ем (ём) |
-ешь (-ёшь)
-ете (-ёте) |
-ет (-ёт)
-ут (-ют) |
II спр. |
-у (-ю)
-им |
-ишь
-ите |
-ит
-ат (-ят) |
I. Вставьте нужную гласную. Запишите, выделяя окончания глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом.
Смотр_шь, дыш шь, стел_шь, покрыва_шь, они бо-р_тся, они кол_т, сража_тся, стро_мся, равня_мся, реж_т, боле_шь, леч_шь, рису_м, пиш_м, они гон_т, держ_т, помога_шь, вытр_шь.
Алгоритм работы
Смотрю, ударное или безударное окончание у глагола
Ударное Безударное
Пишу, как слышу Ставлю глагол в неопре-
деленную форму и опре-
деляю, оканчивается ли
он на –ить
на –ить не на –ить
Значит, глагол II спр. Смотрю, входит ли глагол
пишу -ит, -ите, -ат, -ят в состав 11 глаголов-ис-
ключений
Да Нет
Глагол II спр., пишу -ит, Глагол I спр., пишу -ет,
-ите, -ат, -ят -ете, -ут, -ют
II. Поставьте данные глаголы в форме 1-го лица мн. числа. Придумайте (и запишите) с ними предложения.
Надеяться, клеить, бороться, посмотреть, обидеться.
III. Докажите (письменно), что глаголы хотеть, бежать, относятся к разноспрягаемым. В чем состоит особенность спряжения глаголов есть, дать?
2. Поменяйтесь тетрадями.
3. Пользуясь ключом, выполните проверку.
I. Смотришь, дышишь, стелешь, покрываешь, борются, сражаются, строимся, равняемся, колют, режут, болеешь, лечишь, рисуем, пишем, гонят, держат, помоешь, вытрешь.
II. Надеемся, клеим, боремся, посмотрим, обидимся.
III.
Хотеть
Я хочу
Ты хочешь –по I спр.
Он хочет - по I спр.
Мы хотим – по II спр.
Вы хотите – по II спр.
Они хотят – по II спр.
Есть: ем, ешь, ест
Бежать
Я бегу
Ты бежишь – по II спр.
Он бежит – по II спр.
Мы бежим – по II спр.
Вы бежите – по II спр.
Они бегут – по I спр.
Дать: дам, дашь, даст |
4. Оцените, пользуясь критериями оценки.
5. Поблагодарите друг друга за работу.
Критерии оценки |
|
Выполненные задания |
Оценка |
3 |
5 |
2 (первое и третье) |
4 |
меньше 2 (если только второе) |
2 |
только третье |
3 |
Цели. Закрепление умения различать переходные и непереходные глаголы; употреблять глаголы одного наклонения в значении другого; умение различать наклонения глагола. Закрепление правописания глаголов повелительного наклонения.
1. Выполните письменную работу. Используйте таблицу.
Переходные 1 . Взять пилу
(в.п. без предлога)
2. Принести дров
(р.п. — часть предмета)
3. Не распилили досок
(р. п. при отрицании)
Бороться, гордиться (возвратные, непереходные).
I. Выпишите в два столбика словосочетания с переходными глаголами, определите падеж существительного.
Например, пришла из школы (р.п.), убрала комнату (в.п.).
II.Работа по развитию речи.
а) определите основную мысль текста;
б) определите способ связи предложений в тексте.
Снег
Несмотря на холод, деревья в садах совершали свой всегдашний круг пробуждения. Яблони вступили в несмелое цветение, ландыши выбросили свои острые стрелки, алые лепестки взорвали бутоны шиповника.
Внезапно дожди сменились снегом. Он выпал утром и шел весь день. Тяжелые хлопья ложились на ветви деревьев. Они гнулись низко к земле и, не сдержав груза, ломались с гулким треском. Среди снега пронзительной голубизной проглядывали незабудки.
(А. Вересов)
III. Выпишите глаголы в три колонки:
а) глаголы, которые могут быть переходными и непереходными;
б) глаголы, всегда переходные;
в) глаголы, всегда непереходные.
Готовить, строить, обесславить, колоться, зависеть, обесцветить, выздороветь, обезвредить, стрелять, приближаться, одобрить, обезболить, состариться, обесценить, пояснить, развесить, склеить, трясти, обеспечить, опротиветь.
При выполнении следующих заданий пользуйтесь таблицей.
Повелительное наклонение |
Единственное число |
Множественное число |
Подпиши
Готовь
Слушай
Исключение
Ляг – ляг+те |
Подпиши+те
Готовь+те
Слушай+те |
В возвратных глаголах |
Подпиши+сь
Слушай+ся
Готовь+ся |
Подпиши+те+сь
Слушай+те+сь
Подготовь+те+сь
|
IV. Замените изъявительное наклонение условным, выражающим:
а) условие; б) совет.
Андрей помог товарищу решить задачу.
V. К данным глаголам подберите синонимы в повелительном наклонении, имеющие ь. Запишите только образованные вами.
(Не)возражайте, скройтесь, (не)шалите, (не)гру- стите, (не)хитрите, (не)упорствуйте, сторожите, замрите на месте, поезжайте к морю, установите срок, проявите заботу, наведите справку.
VI. Придумайте и запишите предложения с данными глаголами. Обозначьте окончания, наклонение.
Вытянете - вытяните, выгребете - выгребите, окликнете - окликните, выметете - выметите.
2. Поменяйтесь тетрадями.
3. Пользуясь ключом, проверьте.
I.
Переходные |
Непереходные |
Совершали круг (в.п.)
Выбросили стрелки (в.п.)
Взорвали бутоны (в.п.) |
Вступили в цветение
Сменились снегом
Выпал утром
Ложились на ветви
Гнулись низко |
III.
Всегда неперех. |
Всегда перех. |
Могут быть перех. и неперех. |
Приближаться
Состариться
Выздороветь
Колоться
Зависеть
Опротиветь
|
Обесславить
Обесценить
Одобрить
Трясти
Ограничить
|
Обезвредить
Стрелять
Готовить
Строить
Обесцветить
Обезболить
Пояснить
Развесить
Склеить
Обеспечить
|
V. Не перечьте, спрячьтесь, не дурачьтесь, не печальтесь, не лукавьте, не упрямьтесь, караульте, отправьтесь, назначьте, позаботьтесь, справьтесь.
4. Оцените, пользуясь критериями оценки.
Критерии оценки
Выполненные задания |
Оценка |
6 |
5 |
5 |
4 |
4-3 |
3 |
менее 3 |
2 |
|
|
Цели урока. Закрепить умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи. Закрепить умения производить морфологический разбор глагола.
1. Выполните письменную работу.
I.Образуйте пары предложений с глаголами в личном и безличном употреблении. Запишите.
Дует, пахнет, льет, звенит.
II. Запишите три глагола. Которые как личные ни в одном значении употребляться не могут.
III. Выпишите в два столбика безличные и личные глаголы.
а) Окно закрывается.
б) Вы когда туда поедете?
в) Хороший Вы человек, умный, но в Вас не хватает этой жилки, этого взмаха.
г) Едва раскрою рот и скажу одно слово, как у меня вот тут начинает душить.
IV. Произведите морфологический разбор глаголов.
2. Поменяйтесь тетрадями.
3. Проверьте свою работу по ключу.
II. Брезжит, светает, рассвело
III.
Безличные |
Личные |
Не хватает
Начинает душить |
Закрывается
Поедете
Раскрою
Скажу |
4. Оцените, пользуясь критериями оценки.
4 задания – «5»
3 задания – «4»
Менее 3 – «2»
5. Поблагодарите друг друга за работу
Цель урока. Закрепить умение владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов (-ыва (-ива), -ова (-ева), -ва).
1. Выполните письменную работу.
Используйте таблицу.
1-е лицо ед.ч. |
н. ф. |
прошед. время |
Я советую
Я горюю
Я рассказываю
Я вздрагиваю |
Совет-ова-ть
Гор-ева-ть
Рассказ-ыва-ть
Вздраг-ива-ть |
Советовал
Горевал
Рассказывал
вздрагивал |
I. Поставьте данные глаголы в неопределенной форме и в форме прошедшего времени. Выделите суффикс .
Захлебываюсь, завидую, приветствую, организую, замахиваюсь, корчую, клюю, преследую, враждую, волнуюсь.
II. От глаголов совершенного вида с помощью суффикса -ыва- (-ива-) образуйте глаголы несовершенного вида.
Уговорить, записать, запугать, вспахать, втянуть, окутать, покачать, смешать.
III. От данных существительных образуйте глаголы с суффиксом -ова- (-ева-).
Команда, польза, зависть, горе, беседа, участие, проба.
IV. К данным глаголам подберите антонимы, выделите суффиксы (-ова, -ева-, -ива-, -ыва-). Запишите.
Обвинять, спать, печалиться, копить, молчать, сберечь.
2. Пользуясь ключом, проверьте свою работу.
I.
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Захлебываться
Завидовать
Приветствовать
Организовать
Замахиваться
Корчевать
Клевать
Преследовать
Враждовать
Волноваться |
Захлебывался
Завидовал
Приветствовал
Организовал
Замахивался
Корчевал
Клевал
Преследовал
Враждовал
Волновался |
II. Уговаривать, записывать, запугивать, вспахивать, втягивать, окутывать, покачивать, смешивать.
III. Командовать, использовать, завидовать, горевать, беседовать, участвовать, пробовать.
V.Оправдывать, бодрствовать, радоваться, растрачивать, разговаривать, расходовать.
3. Оцените.
5 заданий – «5»
4 задания – «4»
3 задания – «3»
Менее 3 заданий – «2»
Цель урока. Обобщить изученное о глаголе.
1.Выполните письменную работу, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
Диктант «Проверь себя»
Ночь. Нянька Варька кача_т колыбель и чуть слышно мурлыч_т песенку. Ребенок (не)засыпает. Он уже изнемога_т от плача, но все еще (не)уйме(т, ть)ся. А Варьке хоче(т, ть)ся спать. Глаза ее сл_паю(т, ть)ся, голова клони(т, ть)ся вниз. Ей каж_(т, ть)ся, что лицо ее одеревенело. В печке кричит сверч_к. В соседней комнате похрапывает хозяин. Колыбель жалобно поскрипыва_т. Варька мурлыч_т. Все это слива_(т, ть)ся в ночную музыку. Ее так сладко слушать, когда ло- жи(ш, шь)ся в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, вгоняя в дремоту. Если Варька уснет, хозяева прибьют ее. Ей очень плохо живе(т, ть)ся. Но жалова(т, ть)ся некому, никто (не) поможет.
(По А. Чехову)
Задания к тексту
I. Озаглавьте текст.
II. Над глаголами напишите переходный или непереходный
III. Выделите суффиксы глаголов.
IV. Найдите и подчеркните безличные глаголы.
2.Оцените свою работу, проверив ее по ключу
II. Качает (перех.), мурлычет (перех.), не засыпает (неперех.), изнемогает (неперех.), не уймется (неперех.), хочется (неперех.), слипаются (неперех.), клонится (неперех.), кажется (неперех.), одеревенело (неперех.), кричит (неперех.), похрапывает (неперех.), поскрипывает (неперех.), сливается (неперех.), слушать (перех.), ложишься (неперех.), раздражает (перех.), гнетет (перех.), уснет (неперех.), прибьют (перех.), жаловаться (неперех.),не поможет (неперех.).
III. Безличные глаголы: хочется, кажется, живется
Критерии оценки
Без ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
6 и более – «2»
Подведение итогов урока
- Прочитайте цели урока (УЭ - 0)
- Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?
- Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?
- Сдайте оценочный лист учителю.
Сумма баллов за урок
30 – «5»
25 – 28 – «4»
Менее 25 – «3»
Домашнее задание
Повторите материал по ранее сделанным записям, обращаясь к учебнику.
Творческое задание
Сочинение-миниатюра на весеннюю тему с использованием глаголов условного и повелительного наклонений и безличных глаголов
|